Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

«…И мы должны всё помнить это!»: Жихарево в истории блокадного Ленинграда

«…И мы должны всё помнить это!»: Жихарево в истории блокадного Ленинграда

…Ленинградская блокада - страшное и героическое время. Миллионы жизней горожан и воинов отданы, чтобы Ленинград выжил, выстоял в сражениях с беспощадным врагом. Было принято беспрецедентное по масштабам и сложности решение по спасению ленинградцев. В навигацию по воде катерами и баржами, а зимой по льдам Ладожского озера, по дороге, которая была названа Дорогой жизни, пошли машины из блокадного города с изможденными людьми.

К концу декабря станции Жихарево и Войбокало стали важными перевалочными базами Дороги жизни. Сегодня о некоторых исторических событиях той блокадной поры нашим читателям рассказывает местный краевед Сергей Карпенко.

 

Сергей Карпенко

 

В партизанском краю

В декабре 1941-го и январе 1942 года в поселке Назия размещалась партизанская база, где проходило комплектование, обучение и снаряжение партизанских отрядов. Партизанские отряды, сформированные здесь, в конце января 1942 года приняли участие в наступательных операциях Красной Армии на территории Лужского и Тосненского районов.

Семьдесят лет назад, в январе 1942 года, Государственный Комитет обороны принял постановление возобновить эвакуацию из Ленинграда, чтобы уменьшить количество жителей в осажденном голодном городе и снизить расход продовольствия.

4 января 1942 года военный совет фронта принял постановление о переносе баз снабжения Ленинграда из Тихвина в Жихарево и Войбокало. С 16 января перевели работу автотранспорта на две новые кольцевые трассы от западного берега Ладожского озера до станций Войбокало и Жихарево. Машины маркировали для облегчения контроля: на лобовом стекле писались буквы «ж» - для базы Жихарево и «в» - для базы Войбокало.

 

НАША СПРАВКА

24 июня 1941 года Алексей Косыгин был назначен заместителем председателя Совета по эвакуации при СНК СССР.

11 июля по решению Государственного Комитета Обороны при Совете по эвакуации была создана специальная группа инспекторов, возглавляемая Косыгиным. Под контролем этой группы во второй половине 1941 года было полностью или частично эвакуировано одна тысяча пятьсот двадцать три предприятия, в числе которых одна тысяча триста шестьдесят крупных.

С 19 января по июль 1942 года Косыгин в качестве уполномоченного ГКО в блокадном Ленинграде, выполняя работу по снабжению мирного населения города и войск, а также участвовал в работе местных советских и партийных органов и Военного совета Ленинградского фронта. Одновременно с этим Косыгин руководил эвакуацией мирного населения из блокадного города и участвовал в создании Дороги жизни, а именно в выполнении постановления «О прокладке трубопровода по дну Ладожского озера».

23 августа 1942 года Алексей Косыгин был назначен уполномоченным ЦК ВКП(б) и СНК СССР по обеспечению заготовок местных видов топлива, а 23 июня 1943 года - председателем СНК РСФСР.

По материалам Википедии

 

Московские автобусники

17 января 1942 года заместитель председателя Совнаркома СССР Алексей Николаевич Косыгин, провёл совещание по вопросу эвакуации населения из блокадного Ленинграда, принял решение: направить на помощь осаждённому городу колонну из 40 автобусов и 100 грузовых машин, собранных по всем автопаркам Москвы, с двухсменным водительским составом. Её руководителем был назначен Виктор Гаврилович Иванов.

20 января рано утром на станцию Жихарево пришёл состав с Московской автобусной колонной. Для размещения водителей начальник станции Жихарево предоставил железнодорожные вагоны, а автобусы расположили на площадке за станцией.

Особо трудными днями для московских автобусников стали 22 и 23 февраля 1942 года, когда полсотни бомбардировщиков совершили налёт на станцию Жихарево. При налёте погибли водители - москвичи Полозков и Разоренов, и были полностью разрушены вагоны, в которых проживали водители. Пришлось срочно искать новые места для их отдыха. В полутора километрах нашлись землянки, которые утеплили, поставили печи и создали возможность проживания.

После доставки ленинградцев на станцию Жихарево автобусы обратным рейсом до Борисовой Гривы загружались продуктами и другими необходимыми грузами для нужд города. В средине апреля движение через Ладогу стало невозможным. 14 апреля 1942 года Московская автобусная колонна получила распоряжение о прекращении работы и возврате всех автобусов на станцию Жихарево. 22 апреля все сорок изрядно побитых автобусов вернулась в Москву.

 

Вечная память

В январе в Жихарево переместилось Управление Дороги жизни. За зиму 1941-1942 годов 30-километровая ледовая дорога строилась 55 раз. Железнодорожная станция Жихарево и поселок Назия, расположенный рядом, стали центром приёма эвакуированных горожан, формирования эшелонов и дальнейшей отправки людей в глубь страны.

Через Жихарево шел основной поток людей, вывозимых из Борисовой Гривы. В единственном каменном здании Дома культуры размесился эвакопункт, которым руководил А.А. Заградин. Здесь же был распределительный госпиталь и хирургическое отделение, где оказывалась медицинская помощь больным и обессиленным людям.

Местные жители прилагали все силы, стараясь создать для ленинградцев условия, чтобы люди приободрились после блокадной жути. К сожалению, не все эвакуированные выжили на пути к спасению, умерших привозили в поселок Назия.

Вспоминает местная жительница Тамара Петровна Чарыкова: «В холодную зиму 1942 года, помню, штабеля трупов лежали в районе больничного городка. Земля промерзла глубоко, и специальная команда не успевала предавать земле тела. Хоронили их на кладбище на окраине посёлка...».

Много, очень много ленинградцев осталось лежать в жихаревской земле. Вечная им память!

 

Отчаянно смелые люди

На станциях Жихарево и Войбокало были организованы продовольственные и воинские склады. Машины, доставившие из Ленинграда людей, обратным рейсом везли продовольствие и медикаменты. Дорога проходила через деревни Сассары, Васильково, Городище, Подолье, Дусьево и далее на Кобону или Лаврово. Ольга Родионовна Коноплина, служившая на складах, рассказывала, с какой тщательностью и строгостью готовились к отправке в Ленинград продукты питания. Одним из шоферов служила в автобате Евстолия Алексеевна Гоглева. До самого прорыва блокады совершала она рейсы по Дороге жизни. Только тяжелая контузия после одного из бесконечный артналетов выбила её из строя.          

Фашисты бомбили регулярно станцию и эшелоны, но, отогнанные огнем зениток, они сбрасывали бомбы на близлежащие беззащитные деревни. Мария Родионовна Соколова (Хистяева), жительница деревни Река Лава, услышав рев приближающихся немецких самолетов, схватила своих малолетних детей и бросилась вон из дома. Укрылись они в гроте под крутым берегом реки. Земля содрогалась от взрывов. Когда после авианалета они поднялись наверх, то не увидели своего дома.

Дом был разнесен в щепы, а на уцелевшей печи стоял чугунок с распаренной горячей гороховой кашей. На узкоколейной дороге всю войну и долгие годы после неё трудились её братья Хистяевы - Петр и Иосиф. Они доставляли грузы в рабочие посёлки, зарекомендовав себя умелыми машинистами и отчаянно смелыми людьми.

 

Портреты на граните

Жихарево и Войбокало подвергались частым ожесточенным авианалетам. Прикрытие станций осуществлялось 14-ой Воздушной армией Военно-воздушных сил Ленинградского фронта. Советские летчики 35-го ББАП (ближнебомбардировочного авиационного полка), защищая с воздуха станцию и эшелоны, отважно сражались с гитлеровскими асами.

15 января 1943 года в ходе воздушного боя над поселком Назия был сбит наш самолёт. Погиб весь экипаж - капитан Ю.М. Голубовский, старший лейтенант Н.Д Зарубин и лейтенант М.М. Комендантов. Над их могилой местными жителями установлен большой памятник с портретами, высеченными на граните.

Поэтесса и большой знаток истории своего посёлка Валентина Петрова в стихотворении выразила сокровенные мысли жителей Назии:

                                               И мы должны всё помнить это:

                                               Их героизм, отвагу, честь,

                                               И все события навеки

                                               В сердцах и памяти сберечь.

 

Вместо заключения

В настоящее время ни на станции Жихарево, ни в поселке Назия нет музея, рассказывающего молодежи о славном боевом прошлом их дедов и бабушек, о героическом прошлом их родного посёлка. Нет и мемориальной доски, на которой было бы отражено, как местные жители отогревали своими теплом вывезенных по Дороге Жизни ленинградцев, как отдавали все свои силы для выполнения поставленных задач.

В связи с этим очень хотелось бы, чтобы местные жители объединились и поставили вопрос перед своей администрацией и депутатами о создании в Жихарево памятного знака, посвященного вкладу наших земляков в спасение и оказание всесторонней помощи эвакуированным ленинградцам, подготовке и отправке продовольствия в блокадный Ленинград.

 Фото из Интернета

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
«Цепи отпали»: немецкая эмигрантка обрела свободу в России

«Цепи отпали»: немецкая эмигрантка обрела свободу в России

16 мая 2025

Сегодня для коренной немки Гретты (имя из соображений безопасности изменено) нет большей радости, чем жить в ладу со своей совестью и дышать одним воздухом с русскими людьми, которых она искренне уважает и считает родными по духу. Путь к этому ощущению был долгим и тернистым, полным разочарований и переосмыслений, но в конечном итоге привёл Гретту к единственно правильному решению – переезду в Россию.

Песни военных лет, марш памяти, добрые поздравления: Кировский район отметил 80-летие Великой Победы

Песни военных лет, марш памяти, добрые поздравления: Кировский район отметил 80-летие Великой Победы

16 мая 2025

9 мая наша страна отпраздновала самую священную и значимую дату – 80-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Это событие наполнено гордостью, величием, мужеством и отвагой, а также глубоким уважением к тем, кто сражался за нашу свободу. Шествия «Бессмертного полка», торжественно-траурные митинги, концерты, мастер-классы, соревнования, спектакли, концерты и, конечно, салют в честь героев-победителей – все они вошли в череду проведённых мероприятий.

Какими будут Кировск, Отрадное и Шлиссельбург – выбор за тобой!

Какими будут Кировск, Отрадное и Шлиссельбург – выбор за тобой!

16 мая 2025

В России проходит онлайн-голосование по программе «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Инфраструктура для жизни». С 21 апреля по 12 июня 2025 года более чем в 1,5 млн муниципальных образованиях, в том числе 39 населённых пунктов Ленинградской области будут выбраны дизайн-проекты объектов благоустройства. О том, перед каким выбором стоят жители Кировска, редакции газеты «Ладога» рассказала куратор и онлайн-волонтёр голосования, а также наша коллега – редактор местной газеты «Неделя нашего города» Лёля Смирнова.

Спрашивали? Отвечаем!
47 регион

Спрашивали? Отвечаем!

16 мая 2025

Ответы на вопросы, поступившие губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии17 марта 2025 года

«Вдохновлённые Героем»: к дружбе и творчеству через сотрудничество

«Вдохновлённые Героем»: к дружбе и творчеству через сотрудничество

07 мая 2025

Интерактивная карта, объединяющая историю и современность, появится в одном из образовательных учреждений Кировского района Ленинградской области. О патриотическом проекте и его перспективах редакции газеты «Ладога» рассказали победители грантового конкурса Движения Первых.

Характер разведчика, талант переводчика

Характер разведчика, талант переводчика

30 апреля 2025

Дочь фронтовика: «Я думала, что папу в Выборге уже никто не помнит…»

В поддержку пережившим военные тяготы…

В поддержку пережившим военные тяготы…

30 апреля 2025

Ленинградские врачи помогают коллегам из ДНР

Доротти Горелов: «Коптер был так близко, что я ощущал ветер»

Доротти Горелов: «Коптер был так близко, что я ощущал ветер»

30 апреля 2025

Рубрика «Наши герои» пополняется новыми историями участников СВО. Каждую из них мы пропускаем через сердце и передаём дальше – нашим читателям. Сегодня мы делимся с вами необыкновенным примером стойкости и жизнелюбия. Каждый, кто знаком с этим человеком, думаю, с нами согласится.