Как начиналась блокада

Продолжение. Начало в № 33, №№ 41,44.
На ударном рубеже
Но и в этих условиях находились люди, которые не опускали рук. Вот, например, воспоминаниями делится З.И. Бродский:
«Навстречу шли разрозненные группы бойцов. Я попытался их остановить, но это оказалось мне не по силам. Однако нашелся человек, который это сделал на опушке леса между Марьино и соседним населенным пунктом Пильная Мельница. Незнакомый мне майор…, увидев меня, сказал: «Мы с вами, старший политрук, должны остановить неорганизованный отход»… К опушке, где мы стояли, подходили усталые, измученные группы бойцов. Мы их останавливали. Появились и конники взвода разведки… Майор приказал им спешиться, лошадей укрыть под деревьями, а самим занять оборону на гребне оврага.
Гитлеровцы не заставили себя долго ждать. Вскоре за оврагом появились их солдаты.
- Огонь! – скомандовал майор.
Завязалась перестрелка. Длилась она недолго.
– За мной! Бей фашистов! – зычно крикнул майор и первым поднялся из зарослей иван-чая. Свой призыв ему не пришлось повторять. Дружно поднялись бойцы в атаку. Гитлеровцы, оставив на поле боя убитых и раненых, скрылись в лесной чаще.
До вечера 7 сентября удерживали мы свой рубеж. И, только израсходовав боеприпасы, отошли к Шлиссельбургу».
1-я дивизия НКВД была расколота на три части, изолированные друг от друга. Одна группа обороняла железнодорожный мост в районе Павлово. Она отошла по приказу, взорвав мост (теперь там находится железнодорожная платформа «Геройская» - прим. автора). Другая оказалась прижатой к Неве в районе 8-й ГРЭС. Третья отступила к южной окраине Шлиссельбурга.
Под обстрелом противника
Шлиссельбург подвергался обстрелам и бомбежкам. Огромным факелом пылала ситценабивная фабрика. Пламя вырывалось из всех окон. Горели дома. С.И. Донсков сообщил в штаб Ладожской военной флотилии, что своими силами защитить город не может и передает эту функцию морякам. Среди руководства не оказалось энергичного майора.
Об обороне в штабе никто не помышлял. Оставив для прикрытия отхода, напоминающего бегство, около сотни моряков, штабное руководство 7 сентября в 19 часов 50 минут отдало приказ всем судам покинуть Шлиссельбург и выйти в Ладожское озеро.
Всю ночь шла эвакуация отступающих частей, уцелевшей боевой техники с угольного и пассажирского причалов. Последняя баржа отошла от шлиссельбургской пристани 8 сентября в 4 утра. В донесении 1-й дивизии сообщалось, что число уцелевших бойцов 2-го стрелкового полка вместе с работниками дивизионного штаба составляет 130 человек. Две сотни человек осталось от 1-го полка, оборонявшего железнодорожный мост в Кузьминках. Более сотни красноармейцев 3-го стрелкового полка переправились на правый берег в районе 8-й ГРЭС. Это все, что осталось от 10-тысячной дивизии после недельных боев.
Немцы подходили к Шлиссельбургу с двух направлений: вдоль Невы - со стороны Невдубстроя и с востока. Их войска взяли Синявино, захватив большой склад боеприпасов, и к утру 8 сентября вышли на Староладожский канал в трех километрах восточнее Шлиссельбурга.
Спецоперация в битве за Ленинград
Для овладения стратегически важным пунктом в битве за Ленинград разрабатывалась специальная операция. В 9 часов утра намечался штурм города, который должен был начаться после мощного бомбового удара. Но Г. Гоппе -командир 424-го полка 126-й пехотной дивизии, вышедшего на южный берег Ладожского озера, направил в город разведчиков-мотоциклистов, которые сообщили, что силы русских крайне слабы. Полковник отдал приказ наступать.
Появление немцев в городе с восточной стороны оказалось полной неожиданностью для его последних защитников, поджидавших врага с юга на Преображенской горе. Не оказав сопротивления, они переправились на правый берег в районе Угольного причала. 8 сентября в 7 часов 40 минут над колокольней Благовещенского собора уже развевался фашистский флаг.
Вошедшие до намеченного штурма в Шлиссельбург немцы опасались, что могут подвергнуться бомбежке своих же самолетов. Связаться с другими частями удалось только тогда, когда первая эскадрилья уже подлетала к городу. Белые ракеты, обозначавшие, что в городе свои, были замечены головной машиной изготовившейся к пикированию. Самолеты развернулись, сбросили бомбы в Неву и вернулись на свои аэродромы.
Радость оказалась преждевременной
Победителям достались богатые трофеи: девять барж и много других переправочных средств, т.к. «органы перевозочных баз разбежались». Можно было переправляться на тот берег. Немцев охватила эйфория. Они понимали, что теперь Ленинград блокирован с суши. Снимали фильм о взятии Шлиссельбурга, который затем показывали Гитлеру. Они думали, что война почти закончилась, но все еще только начиналось.
За две недели немцам удалось окружить второй по величине и значению город в стране. В чем же заключалась причина победы противника? Наше командование объясняло тогда причины неудач превосходством немцев в военной технике: танках, самолетах, автоматическом оружии. Но были и другие причины, о которых молчали руководители Ленфронта.
Прежде всего, бросается в глаза превосходство немцев в мобильности. Их подразделения перебрасываются на большие расстояния по железной дороге, а там, где ее нет, – на автотранспорте. Для переброски на короткие расстояния использовались велосипеды, мотоциклы, броня танков. Каждое подразделение было снабжено всем необходимым.
Вот что рассказал на допросе унтер-офицер артиллерийского полка, попавший в плен в районе Невского «пятачка»: «Всего орудий в полку 36. Полку приданы два самолета-корректировщика… Орудия перевозятся на тягачах, боеприпасы – на автомашинах. Тягачи имеют хорошую проходимость. Несмотря на плохую погоду, снабжение происходит нормально. Снаряды получают из Мги. От Мги снаряды подвозят на автомашинах. Автотранспорт обеспечен бензином достаточно».
Важным преимуществом врага была военная подготовка. Прибывшее на фронт пополнение немецкое командование никогда не бросало сразу в бой. В течение месяца с ним занимались опытные офицеры, обучая боевым приемам в условиях лесисто-болотистой местности Ленинградской области.
Дорогая расплата
На мой взгляд, еще одной не менее важной причиной начала блокады стала халатность наших военачальников. Выше уже упоминалось о брошенных складах боеприпасов в Синявино, об оставленных лодках и баржах в Шлиссельбурге.
Документально был зафиксирован еще и такой вопиющий случай: при отступлении 48-й армии был отдан приказ взорвать склад боеприпасов, чтобы он не достался врагу. Но при этом забыли предупредить начальника автоколонны, в составе которой было 42 грузовика. Она направлялась для вывоза этих боеприпасов. В результате все автомашины и их водители стали трофеями наступающего противника.
Не выявлялись и виновники крупных провалов по руководству военными операциями. Вот, к примеру, сохранились документы о расстреле одного политрука за то, что тот бежал с поля боя. А вот документов о том, кто виноват в сдаче врагу без боя важнейших стратегических пунктов в битве за Ленинград, таких как Ивановское и Шлиссельбург, увы, нет.
В связи с этим вызывают сомнения донесения штабов Ладожской военной флотилии и 1-ой дивизии НКВД о том, что в Шлиссельбурге были лишь небольшие группы матросов и солдат, большинство из которых ранено. Поэтому вряд ли катера и буксиры с баржами, активно курсирующие с двух причалов между Шлиссельбургом и поселком им. Морозова 7 сентября с 20 часов до 4 утра следующего дня, т.е. за восемь часов, вывезли только несколько десятков бойцов.
Вероятно, численность перебравшихся на правый берег занизили, чтобы оправдать сдачу «Ключ-города» перед вышестоящим начальством. О виновных можно только гадать. Такое положение дел порождало безответственность, за которую расплачивались своими жизнями тысячи людей.
Жертв могло и не быть
Блокаду, как показывает история, можно было предотвратить трижды. Первый раз в начале августа, когда немцы прорвали фронт обороны наших войск левее и правее Лужского рубежа. Не смотря на требования Ставки Верховного Главнокомандования энергичных мер по отражению удара противника сначала на Чудово, а потом на Любань-Тосно принято не было. Самые боеспособные дивизии посылались на южный участок обороны.
Второй раз ее можно было избежать в боях за Мгу. Если бы дивизия С.И. Донского получила своевременно подкрепление и приказ перейти к обороне, а не изматывать части в бесполезных контратаках, то удалось бы удержать линию фронта вдоль железной дороги Мга-Кириши.
Третий шанс был упущен под Шлиссельбургом. Вряд ли деморализованные солдаты и офицеры дивизии НКВД смогли защитить город, но были части Ладожской военной флотилии, был истребительный батальон. Буквально через неделю флотилия направила для боев за Невский «пятачок» бригаду моряков, которые полегли там в бесполезных атаках, а могла бы чуть раньше изматывать противника стойкой обороной у Шлиссельбурга.
Немцы в 1943 году доказали, что создать такую оборону за короткий срок было вполне возможно. С востока Шлиссельбург прикрывал широкий ров-затон, который не смогли бы преодолеть немецкие танки, с юга – Преображенская гора, без взятия которой ворваться в город было невозможно.
Что касается нашего руководства, то в первый период войны они в способностях управлять войсками значительно уступали противнику.
Сергей ЩЕРБОВИЧ,
кандидат исторических наук
Рекомендуемые новости
Спрашивали? Отвечаем!
29 апреля 2025Ответы на вопросы, поступившие губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 3 марта 2025 года.
Ветеранам СВО помогут освоить цифровые навыки
25 апреля 2025«Мультицентр социальной и трудовой интеграции» («Мультицентр»), Сбер и международная школа программирования и математики «Алгоритмика» заключили соглашение о сотрудничестве. Цель партнерства — создать условия для профессиональной переподготовки цифровым специальностям участников специальной военной операции и членов их семей в Ленинградской области.
Первый в РФ стеклодувный театр появится в Ивангороде
25 апреля 2025Первый в России стеклодувный театр появится в отреставрированном здании газгольдера в микрорайоне Парусинка в Ивангороде. По предварительным расчётам, это большое – не только для Кингисеппского района, но и Ленинградской области – событие произойдёт в течение пяти лет. Средства на воплощение столь амбициозных планов вскоре будут выделены – проект мастерской «Верес» кингисеппца Виктора Федосеева стал победителем конкурса от благотворительного фонда Владимира Потанина «Индустриальный эксперимент» благотворительной программы «Музей без границ» в номинации «Индустриальный старт».
Маленький семейный бизнес
25 апреля 2025О молодом предпринимателе и новом развивающем производстве в городе Пикалёво
Золотая свадьба: 50 лет любви, уважения и верности
25 апреля 2025Истинная любовь, как золото, никогда не тускнеет и с годами становится лишь ценнее. Золотая свадьба – это не просто юбилей, это символ крепкой семьи, преодолевшей испытания временем. 25 апреля 2025 года супруги Николаевы из Шлиссельбурга – Виктор Васильевич и Людмила Армашевна – отметили 50-летие совместной жизни.
Команда «Баланс» выходит на старт
25 апреля 2025Старшее поколение под руководством опытного тренера Марии Озерной активно сдаёт нормы ГТО наряду с другими участниками группы.
Виктор Бондаренко (позывной «Бонд») – боец, спортсмен, патриот
25 апреля 2025Мы продолжаем рубрику «Наши герои», и сегодня мы расскажем о нашем земляке – жителе посёлка Мга, сержанте военной полиции Викторе Бондаренко, который в свои 25 лет уже награждён двумя наградами – медалью Суворова и медалью «За укрепление боевого содружества».
В Любани зажгли Вечный огонь на мемориале «Березовая аллея»
23 апреля 2025Сегодня, 23 апреля в рамках Всероссийской акции «Храним огонь Победы» ПАО «Газпром» совместно с партией «Единая Россия» зажгли новый Вечный огонь на мемориале «Березовая аллея» в городе Любань Ленинградской области. Мероприятие приурочено к предстоящему 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.