Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Как начиналась блокада

Как начиналась блокада

Продолжение. Начало в № 33, №№ 41,44.       

На ударном рубеже 

Но и в этих условиях находились люди, которые не опускали рук. Вот, например, воспоминаниями делится З.И. Бродский:

«Навстречу шли разрозненные группы бойцов. Я попытался их остановить, но это оказалось мне не по силам. Однако нашелся человек, который это сделал на опушке леса между Марьино и соседним населенным пунктом Пильная Мельница. Незнакомый мне майор…, увидев меня, сказал: «Мы с вами, старший политрук, должны остановить неорганизованный отход»… К опушке, где мы стояли, подходили усталые, измученные группы бойцов. Мы их останавливали. Появились и конники взвода разведки… Майор приказал им спешиться, лошадей укрыть под деревьями, а самим занять оборону на гребне оврага.

Гитлеровцы не заставили себя долго ждать. Вскоре за оврагом появились их солдаты.

- Огонь! – скомандовал майор.

Завязалась перестрелка. Длилась она недолго.

    – За мной! Бей фашистов! – зычно крикнул майор и первым поднялся из зарослей иван-чая. Свой призыв ему не пришлось повторять. Дружно поднялись бойцы в атаку. Гитлеровцы, оставив на поле боя убитых и раненых, скрылись в лесной чаще.

    До вечера 7 сентября удерживали мы свой рубеж. И, только израсходовав боеприпасы, отошли к Шлиссельбургу».

   1-я дивизия НКВД была расколота на три части, изолированные друг от друга. Одна группа обороняла железнодорожный мост в районе Павлово. Она отошла по приказу, взорвав мост (теперь там находится железнодорожная платформа «Геройская» - прим. автора). Другая оказалась прижатой к Неве в районе 8-й ГРЭС. Третья отступила к южной окраине Шлиссельбурга.

 Под обстрелом противника

Шлиссельбург подвергался обстрелам и бомбежкам. Огромным факелом пылала ситценабивная фабрика. Пламя вырывалось из всех окон. Горели дома. С.И. Донсков сообщил в штаб Ладожской военной флотилии, что своими силами защитить город не может и передает эту функцию морякам. Среди руководства не оказалось энергичного майора.

Об обороне в штабе никто не помышлял. Оставив для прикрытия отхода, напоминающего бегство, около сотни моряков, штабное руководство 7 сентября в 19 часов 50 минут отдало приказ всем судам покинуть Шлиссельбург и выйти в Ладожское озеро.

Всю ночь шла эвакуация отступающих частей, уцелевшей боевой техники с угольного и пассажирского причалов.  Последняя баржа отошла от шлиссельбургской пристани 8 сентября в 4 утра. В донесении 1-й дивизии сообщалось, что число уцелевших бойцов 2-го стрелкового полка вместе с работниками дивизионного штаба составляет 130 человек. Две сотни человек осталось от 1-го полка, оборонявшего железнодорожный мост в Кузьминках. Более сотни красноармейцев 3-го стрелкового полка переправились на правый берег в районе 8-й ГРЭС. Это все, что осталось от 10-тысячной дивизии после недельных боев.

    Немцы подходили к Шлиссельбургу с двух направлений:  вдоль Невы - со стороны Невдубстроя и с востока. Их войска взяли Синявино, захватив большой склад боеприпасов, и к утру 8 сентября вышли на Староладожский канал в трех километрах восточнее Шлиссельбурга.

Спецоперация в битве за Ленинград

Для овладения  стратегически важным пунктом в битве за Ленинград разрабатывалась специальная операция. В 9 часов утра намечался штурм города, который должен был начаться после мощного бомбового удара. Но Г. Гоппе -командир 424-го полка 126-й пехотной дивизии, вышедшего на южный берег Ладожского озера, направил в город разведчиков-мотоциклистов, которые сообщили, что силы русских крайне слабы. Полковник отдал приказ наступать.

     Появление немцев в городе с восточной стороны оказалось полной неожиданностью для его последних защитников, поджидавших врага с юга на Преображенской горе. Не оказав сопротивления, они переправились на правый берег в районе Угольного причала. 8 сентября в 7 часов 40 минут над колокольней Благовещенского собора уже развевался фашистский флаг.

Вошедшие до намеченного штурма в Шлиссельбург немцы опасались, что могут подвергнуться бомбежке своих же самолетов. Связаться с другими частями удалось только тогда, когда первая эскадрилья уже подлетала к городу. Белые ракеты, обозначавшие, что в городе свои, были замечены головной машиной изготовившейся к пикированию. Самолеты развернулись, сбросили бомбы в Неву и вернулись на свои аэродромы.

   Радость оказалась преждевременной

 Победителям достались богатые трофеи: девять барж и много других переправочных средств, т.к. «органы перевозочных баз разбежались». Можно было переправляться на тот берег. Немцев охватила эйфория. Они понимали, что теперь Ленинград блокирован с суши. Снимали фильм о взятии Шлиссельбурга, который затем показывали Гитлеру. Они думали, что война почти закончилась, но все еще только начиналось.

    За две недели немцам удалось окружить второй по величине и значению город в стране. В чем же заключалась причина победы противника? Наше командование объясняло тогда причины неудач превосходством немцев в военной технике: танках, самолетах, автоматическом оружии. Но были и другие причины, о которых молчали руководители Ленфронта.

Прежде всего, бросается в глаза превосходство немцев в мобильности. Их подразделения перебрасываются на большие расстояния по железной дороге, а там, где ее нет, – на автотранспорте. Для переброски на короткие расстояния использовались велосипеды, мотоциклы, броня танков. Каждое подразделение было снабжено всем необходимым.

    Вот что рассказал на допросе унтер-офицер артиллерийского полка, попавший в плен в районе Невского «пятачка»: «Всего орудий в полку 36.  Полку приданы два самолета-корректировщика… Орудия перевозятся на тягачах, боеприпасы – на автомашинах. Тягачи имеют хорошую проходимость. Несмотря на плохую погоду, снабжение происходит нормально. Снаряды получают из Мги. От Мги снаряды подвозят на автомашинах. Автотранспорт обеспечен бензином достаточно».

     Важным  преимуществом врага была военная подготовка. Прибывшее на фронт пополнение немецкое командование никогда не бросало сразу в бой. В течение месяца с ним занимались опытные офицеры, обучая боевым приемам в условиях лесисто-болотистой местности Ленинградской области.

    Дорогая расплата

На мой взгляд, еще одной не менее важной причиной начала блокады стала халатность наших военачальников. Выше уже  упоминалось о брошенных складах боеприпасов в Синявино, об оставленных лодках и баржах в Шлиссельбурге.

Документально был зафиксирован еще и такой вопиющий случай: при отступлении 48-й армии был отдан приказ взорвать склад боеприпасов, чтобы он не достался врагу. Но при этом забыли предупредить начальника автоколонны, в составе которой было 42 грузовика. Она направлялась для вывоза этих боеприпасов. В результате все автомашины и их водители стали трофеями наступающего противника.

   Не выявлялись и виновники крупных провалов по руководству военными операциями. Вот, к примеру, сохранились документы о расстреле одного политрука за то, что тот бежал с поля боя. А вот документов о том, кто виноват в сдаче врагу без боя важнейших стратегических пунктов в битве за Ленинград, таких как Ивановское и Шлиссельбург, увы, нет.

    В связи с этим вызывают сомнения донесения штабов Ладожской военной флотилии и 1-ой дивизии НКВД о том, что в Шлиссельбурге были лишь небольшие группы матросов и солдат, большинство из которых ранено. Поэтому вряд ли катера и буксиры с баржами, активно курсирующие с двух причалов между Шлиссельбургом и поселком им. Морозова 7 сентября с 20 часов до 4 утра следующего дня, т.е. за восемь часов, вывезли только несколько десятков бойцов.

Вероятно, численность перебравшихся на правый берег занизили, чтобы оправдать сдачу «Ключ-города» перед вышестоящим начальством. О виновных можно только гадать. Такое положение дел порождало безответственность, за которую расплачивались своими жизнями тысячи людей.

   Жертв могло и не быть

Блокаду, как показывает история, можно было предотвратить трижды. Первый раз в начале августа, когда немцы прорвали фронт обороны наших войск левее и правее Лужского рубежа. Не смотря на требования Ставки Верховного Главнокомандования энергичных мер по отражению удара противника сначала на Чудово, а потом на Любань-Тосно принято не было. Самые боеспособные дивизии посылались на южный участок обороны. 

    Второй раз ее можно было избежать в боях за Мгу. Если бы дивизия С.И. Донского получила своевременно подкрепление и приказ перейти к обороне, а не изматывать части в бесполезных контратаках, то удалось бы удержать линию фронта вдоль железной дороги Мга-Кириши.

    Третий шанс был упущен под Шлиссельбургом. Вряд ли деморализованные солдаты и офицеры дивизии НКВД смогли защитить город, но были части Ладожской военной флотилии, был истребительный батальон. Буквально через неделю флотилия направила для боев за Невский «пятачок» бригаду моряков, которые полегли там в бесполезных атаках, а могла бы чуть раньше изматывать противника стойкой обороной у Шлиссельбурга.

Немцы в 1943 году доказали, что создать такую оборону за короткий срок было вполне возможно. С востока Шлиссельбург прикрывал широкий ров-затон, который не смогли бы преодолеть немецкие танки, с юга – Преображенская гора, без взятия которой ворваться в город было невозможно.   

    Что касается нашего руководства, то в первый период войны они в способностях управлять войсками значительно уступали противнику.

Сергей ЩЕРБОВИЧ,

кандидат исторических наук

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Фонд «Защитники Отечества» предупреждает о мошенниках
47 регион

Фонд «Защитники Отечества» предупреждает о мошенниках

13 марта 2025

В ленинградский филиал Государственного фонда «Защитники Отечества» поступают сообщения о мошеннических действиях, направленных на введение в заблуждение ветеранов СВО и членов семей погибших бойцов.

От Владивостока до Калининграда: стартовал новый туристический проект «Путешествие по России»
47 регион

От Владивостока до Калининграда: стартовал новый туристический проект «Путешествие по России»

13 марта 2025

1 марта в Национальном центре «Россия» в Москве открылась новая интерактивная выставка, посвящённая главным достопримечательностям и достижениям всех федеральных округов страны.

Спрашивали? Отвечаем!
47 регион

Спрашивали? Отвечаем!

11 марта 2025

Ответы на вопросы, поступившие губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 20 января 2025 года.

Догазификация: мечты сбываются!

Догазификация: мечты сбываются!

07 марта 2025

Реализация программы развития газоснабжения и газификации Ленинградской области на 2021-2025 годы успешно продолжается и не может не радовать жителей региона, даже тех, которые ещё ждёт подключения согласно утверждённому плану.

История помощи: как ленинградские студенты-волонтёры очищали пляж Анапы от мазута

История помощи: как ленинградские студенты-волонтёры очищали пляж Анапы от мазута

07 марта 2025

Почти 50 тысяч волонтёров пришли на помощь Черноморскому побережью с момента крушения танкеров в Керченском проливе. В результате ЧС вытекший мазут загрязнил не менее 60 км побережья – от Крымского моста до Анапы. Всё это время ликвидацией последствий нефтеразлива занимаются добровольцы со всей России. Добрые сердца Ленинградской области в их числе.

Ляля – девочка из блокадного Ленинграда (отрывки из воспоминаний Елены Александровны Кашиной)
людям о людях

Ляля – девочка из блокадного Ленинграда (отрывки из воспоминаний Елены Александровны Кашиной)

07 марта 2025

С каждым годом всё меньше остаётся тех, кто может поделиться своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне. Ветераны, блокадники, труженики тыла, дети войны – их судьбы горьки, их жизни достойны уважения, а память о них бесценна. В рамках рубрики «Наши Герои», посвящённой Году защитника Отечества, объявленного президентом России Владимиром Путиным, мы встретились с удивительной женщиной – жительницей блокадного Ленинграда, кировской поэтессой Еленой Александровной Кашиной (в девичестве – Баранова).

В Ленобласти прошёл форум «Вместе победим!»

В Ленобласти прошёл форум «Вместе победим!»

28 февраля 2025

В День защитника Отечества делегация Кировского района посетила второй региональный форум «Вместе победим!» В нём приняли участие более 130 защитников Отечества со всех районов ЛО. В состав делегации вошли руководители Кировского района Юнус Ибрагимов и Сергей Ельчанинов, первый заместитель главы администрации Алексей Мендунен, заместили главы администрации Наталья Дождева и Дмитрий Иванов, руководитель фонда «Шаман» Игорь Макаров, представители муниципалитетов Кировского района, участники СВО, школьники.

По родному краю аграрии шагают

По родному краю аграрии шагают

28 февраля 2025

В первый рабочий день февраля стартовал проект «Фестиваль профессий «Агрокласс», который реализуется в 2025 году в Ленинградской области при поддержке Фонда президентских грантов.