«Я бы поставила памятник матерям, потерявшим детей в концлагерях…»

Воспоминания о том, что было в прошлом, как мозаика, разноцветные. Из них складывается неповторимый узор. Детство: безграничное небо, высокая трава, где-то рядом – знакомые голоса, и один из них, самый родной – мамин… Война все изменила, реальностью для них стала война: взрывы, голод, смерть, плен. В прошлом ни строчки переписать невозможно, а от того, каким было детство, зависит будущее. Правда, у сотен и тысяч ровесников Зинаиды Аполлоновны Давыдовой (в девичестве – Поповой) никакого «потом» не было… «Мне кажется, что долгую жизнь живем за них, – говорит она, – а еще мне страшно, когда думаю о том, что пришлось пережить матерям детей, вместе с семьями оказавшихся в оккупации, а потом за колючей проволокой, в концлагере».
От Сергея до Веры
Родилась Зинаида 9 мая 1937 года в деревне Шустручей Подпорожского (тогда – Вознесенского) района. Только годы спустя, после Победы этот день станет священным для многих. Ну, а тогда – просто весна, просто – детство. Добрые руки родителей, теплый хлеб… Но все было разрушено в одночасье.
«Одно слово – война. Переломала, перекалечила судьбы, а многих и вовсе не стало, – вздыхает, – есть такой фильм «Когда деревья были большими». Так вот, когда деревья были большими, а мы маленькими, война все переиначила, и нам, малолетним узникам концлагерей, пришлось очень долго переживать последствия…».
Отец Зинаиды – Аполлон Алексеевич Попов, 1893 года рождения, был настоящим капитаном. «Пока не ослеп после тяжелой болезни – это было еще до войны. Суда, на которых он «капитанил», ходили по Свири, а время от времени отправлялись в Финляндию и возвращались обратно, – не без гордости говорит о нем дочь. – Человеком папа был благородным, ума недюжинного, с хорошим довоенным образованием. Очень много занимался нами, детьми – просвещал, воспитывал. Рукоприкладства не было, называли друг друга по именам уважительно – никаких «Сережек» и «Зинок»… А мама, Анна Степановна, на четыре года младше отца, все больше хлопотала по хозяйству. Еще бы! В семье было девять детей – мал мала меньше. Старший Сергей – 1919 года рождения. Дальше шли: Александр – 1923 года, Василий – 1926-го, Владимир – 1929-го, Елизавету, умершую в младенчестве, заменила родившаяся следом другая Лиза, «вторая», 1931 года рождения, в 1937-м я появилась на свет, потом шла Галина двумя годами младше, и в сорок первом родилась предвоенная Вера… На фронт папу не взяли, из-за перенесенной болезни к ее началу он был слепым».
У каждого едва подросшего ребенка в доме были свои обязанности: стирали, занимались уборкой, работали на огороде. Самые старшие учились и обязательно подрабатывали – помогали родителям «тянуть» большую семью.
Старшие братья – Александр и Василий в самом начале войны ушли на фронт, дошли до Берлина, несколько раз в течение военных лет были ранены, но вернулись живыми. «Думаю, благодаря маме, – считает Зинаида Аполлоновна. – Очень много она о них думала и молилась – была человеком глубоко верующим. Мы все были крещеными, несмотря на время, отвергающее веру. Изнутри к их гимнастеркам были пришиты иконки…»
Концлагерь №5
Оставшихся в деревне членов семьи с оккупированной территории в сорок первом вывезли в Петрозаводск и сразу поместили за колючую проволоку, и до самого освобождения в 1944 году они находились там. Это был лагерь без названия, просто под номером пять. «Так и написано в архивной справке, которую получили много лет спустя: «№ 5», – поясняет Зинаида Аполлоновна. – Детей отделили от взрослых. Взрослые жили отдельно. Каждый малолетний узник может подтвердить, что «детям плакать запрещалось, а смеяться они разучились». В этом лагере умерла наша сестра Галя. Если честно, я бы поставила памятник матерям, потерявшим детей в концлагерях…».
До войны территорию, так называемого, Пятого поселка именовали Кировским поселком, и обитали здесь в основном рабочие Кировской (сейчас – Октябрьской) железной дороги. А после начала оккупации рядом с ним был организован один из шести петрозаводских лагерей, который так и назвали «концлагерем №5».
Пленные находились за колючей проволокой. На воротах было написано, что вход и выход запрещен под угрозой расстрела. Взрослых гоняли грузить железнодорожные составы и валить лес. Это были тяжелейшие каторжные работы – не всякий выдерживал, люди болели и умирали, их избивали и расстреливали. Как позже рассказывали очевидцы, особой жестокостью, даже по отношению к детям, отличался финн по прозвищу «Вейко-палач». Он мог до смерти забить человека розгами. Из лагеря №5 умерших вывозили на кладбище «Пески».
Брату Зинаиды – Василию удалось сбежать из концлагеря, он подался в партизаны. В конце войны стал разведчиком. На войне получил ранение, но вернулся живым…
Жизнь после плена
После освобождения из концлагеря осенью 1945 года семья вернулась домой, и еще два года жили в землянке. «Отец, переживший войну, в сорок седьмом году умер – еще в лагере он тяжело болел, и сказались последствия. С легкими у него было плохо… В первом-втором классе усиленно со мной занимался, успел дать хорошую основу для дальнейшей жизни. Переживал за нас, велел забыть, как страшный сон, жизнь в плену, – рассказывает Зинаида Аполлоновна. – До 1953 года мы никому о том, как были в плену, старались не рассказывать. Только когда умер «вождь всех народов» – Сталин, это стало возможно».
После окончания школы она закончила книготорговый техникум, по направлению приехала в Кировск и до 75 лет работала в книжной сети «Ленкниги».
Аполлон Алексеевич привил детям огромную любовь к книгам, которую впоследствии она сама старалась передать дочери Ольге и внучке Юле. Электронные книги они не любят – надо что-нибудь полистать. Есть у нее и правнучка Настя – ей сейчас три года (живут в Петербурге), и прабабушка с удовольствием читает ей детскую классику. «Семья у меня замечательная, дружная – дай бог каждому!», – говорит она.
С мужем, Иваном Андреевичем, Зинаида Аполлоновна прожила 44 года. Он тоже был в годы Великой Отечественной войны малолетним узником фашизма, но его семью – тоже большую, многодетную – из Брянска вывезли в Эстонию. Его отец был арестован в сорок седьмом и сгинул в сталинских лагерях…
В Ленобласти проживает немногим более 7 тыс. бывших малолетних узников фашистских концлагерей, только в Кировском районе сегодня насчитывается 355 человек (данные на апрель 2018 года), и с течением времени их становится меньше. Давно уже надо было исправить несправедливое отношение к ним, пережившим сначала вражеский плен, а потом унижения на родной земле. Они и сегодня обойдены «Законом о ветеранах», и это требует исправления.
«Но дело даже не в каких-то преференциях и льготах, а в том, что про нас вспомнили, – считает Зинаида Аполлоновна. – Понятно, что судьбы детей войны очень разные: кто-то остался в блокадном Ленинграде, кого-то успели отправить в тыл, а такие как я, мои братья и сестры оказались на оккупированной территории, стали узниками. Наши судьбы – тоже часть истории, которую невозможно, нельзя забыть, чтобы не было будущего у фашизма».
Евгения Дылева
Фото из личного арихива З.А. Давыдовой
Рекомендуемые новости
15 лет на страже пожарной безопасности Ленобласти
07 ноября 20251 ноября во Дворце культуры города Кировска состоялось масштабное праздничное мероприятие, посвящённое 15-летию со дня образования Ленинградской областной противопожарно-спасательной службы (ГКУ «Леноблпожспас»). Это знаменательное событие собрало не только личный состав службы, ветеранов и почётных гостей, но и жителей города, чтобы вместе отметить важную дату.
Отделение нейрореабилитации в Тихвине приглашает на лечение
31 октября 2025С весны 2022 года в Тихвине работает высокотехнологичное отделение медицинской нейрореабилитации для детей с поражением нервной системы (центральной и периферической) и опорно-двигательного аппарата. Отделение является подразделением Детской областной больницы, расположено в отдельном здании, чтобы снизить риск перекрёстных и внутрибольничных инфекций.
«Врага не пропускать!»
31 октября 2025Станислав Гущин – ветеран специальной военной операции, житель Ленинградской области, награждён орденом Мужества. На фронте получил серьёзное ранение – ампутировали ногу.
Степан Бражников: «Все наши ребята – достойные спортсмены!»
30 октября 2025Старт спортивного сезона – время больших надежд и амбициозных планов. О том, как воспитанники Кировской спортивной школы начинают новый цикл подготовки, каких результатов уже удалось достичь и какие вершины покорятся в ближайшем будущем, мы поговорили с их тренером Степаном Бражниковым.
«Киров тоже был бы князем...»
24 октября 2025Если бы Сергей Миронович Киров, в честь которого назван наш город и целый район, жил 800 лет назад – во времена князя Александра Невского – то он тоже был бы князем.
«Звёздочка» – кузница кадров Кировского района
24 октября 2025Легендарная «Звёздочка», распахнувшая двери для первых воспитанников в 1980 году, отмечает 45-летний юбилей. Из стен сада, который когда-то построил Дубровский завод, вышли тысячи выпускников, а само учреждение стало неотъемлемой частью истории Кировска и всего района. Каким же был детский сад «Звёздочка» в период становления и развития, вспоминают и рассказывают бывшие работники и воспитанники дошкольного учреждения.
Юные гимнастки из Шлиссельбурга завоевали награды на соревнованиях «Осенний листопад»
23 октября 202518 октября в Выборге состоялись соревнования по художественной гимнастике «Осенний листопад». Воспитанницы спортивной секции КСК "Невский" г. Шлиссельбурга под руководством тренеров Е.Г. Петровой и А.М. Петровой показали блестящие результаты, завоевав ряд призовых мест в различных возрастных категориях.
ЮИДовцы призвали пешеходов «засветиться»
23 октября 2025Сотрудники отдела Госавтоинспекции ОМВД России по Кировскому району совместно с отрядом юных инспекторов движения «Светофор» из Шлиссельбургской школы провели профилактическую акцию «Пешеход, засветись!». Мероприятия прошли вблизи образовательной организации и были направлены на повышение безопасности пешеходов в темное время суток.








