Газета "Ладога"
13
НОЯБРЯ
2018
ВТОРНИК

ОБЩЕСТВО

Солдаты старых стен - 08.06.2018

Каждое поселение Кировского района найдет чем удивить как местного жителя, так и гостя. Волею судьбы несколько недель назад мне удалось побывать в Отрадненской городской библиотеке, но привели меня сюда совсем не книги, а историко-краеведческие экспозиции краеведческого отдела библиотеки. О нем я и хочу рассказать сегодня нашему читателю.


Самое начало

С возвращением земель Южного Приладожья начинается новый этап в развитии России. Активно строится молодая столица государства, сюда идут все силы и ресурсы. Петр хочет видеть город в камне, в связи с чем он издает указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. Также подписан документ о чрезвычайном налоге на всех въезжающих в молодую столицу. Им полагалось привозить с собой камни: на подводье не менее трех штук, на ладье – 10, на барже – 30.
По инициативе царя по берегам Невы возникают кирпичные заводы и лесопильни для обеспечения нужд строящегося Петербурга. В одном из указов говорилось: «Ежели кто впредь будет чинить какую помешку кирпичному делу, вешать без рассмотрения персоны». Большая часть заводов расположилась по левому берегу Невы, так как притоков с этой стороны больше. Строительство кирпичных производств на самой реке было сложным, а притоки, имевшие выход к главной водной артерии, подходили как нельзя лучше.
Усть-Славянка, Тосна, Мга и другие реки за минувшие столетия изменили свой облик – стали менее широкими и утратили полноводность, но тогда, в 18 веке, давали производствам все необходимое. Перевозили кирпич баржами на лошадиной тяге до берега Невы, а потом по ней до Северной столицы. Некоторые заводы производили до 3 миллионов штук кирпича в год.

Уникальная коллекция
В небольшом экспозиционном зале разместилась исключительная коллекция кирпича, произведенного на берегах притоков Невы в 18-19 веках. Мой экскурсовод, заведующая краеведческим отделом библиотеки Федотова Лилия Алексеевна, рассказала много интересного об истории зарождения кирпичного производства, о владельцах заводов, обратила внимание на кирпичные клейма, поделилась планами краеведческого отдела на будущее.
– Мы поставили перед собой задачу с людьми, так же, как и мы, интересующимися кирпичным производством прошлых столетий нашего города и Санкт-Петербурга, составить подробную карту кирпичных заводов, располагавшихся по левому берегу. Поэтому экспозиция построена так, что каждый стенд представляет отдельный завод или группу заводов, располагавшихся на притоках Невы.
Много известных фамилий связано с кирпичным делом. Одна из них – Слепушкины. Кирпичи, произведенные на заводах Слепушкина и имеющие клейма его рода, хранятся в библиотеке. Здесь, например, есть инициалы его супруги, которые читаются как «КС», то есть Ксения Слепушкина, и сына Николая Михайловича Слепушкина, он обозначал продукцию, как «НМС».
Знаменитый русский поэт Федор Никифорович Слепушкин по рождению был крепостным. Однако он и его семья были выкуплены после издания им первой книги стихов, принесшей поэту известность. Получив вольную, Федор Никифорович приписался к 3-й купеческой гильдии и в 1829 году открыл свой первый кирпичный завод в селе Славянка. Его имение и сегодня можно найти в городе, правда после пожара, случившегося несколько лет назад, оно находится в запустении.
Еще одна фамилия – Липский. Владимир Александрович Липский – действительный член «Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов», художник, архитектор. Вместе с товарищем, также знаменитым архитектором, Петром Ивановичем Шестовым в деревне Усть-Тосно открыли товарищество по производству кирпича, ранее ими был приобретен завод на реке Ижора возле деревни Балканы. Произведенный продукт они использовали для постройки проектируемых ими же зданий.
Кирпичные заводы строились и на правом берегу Невы, о них посетитель также узнает в библиотеке. С приходом советской власти закончился золотой век кирпичного дела Шлиссельбургского уезда.
Особый интерес имеет не только история производств и их владельцев, уникальными являются клейма, которыми помечали продукт. Казалось бы, на стендах представлены одинаковые кирпичи, но приглядевшись, понимаешь, что отличия заключаются именно в клеймах, своеобразных штрих-кодах прошлого столетия, рассказывающих о месте производства, о семье владельца. В историко-краеведческой экспозиции можно увидеть не только буквенные обозначения, но и символы: якорь, подкова, звезда и др.


Кирпичные клейма – это своего рода маркировки. Однако смело можно сказать, что они обладают историко-культурным значением и отдельным видом исторической информации. На многих клеймах обозначены места нахождения предприятий по изготовлению кирпича. На сегодняшний день коллекционирование клейменных кирпичей является достаточно распространенным. Это направление носит название брикофилия, происходит от английского слова «brick» – кирпич. Интерес представляют не сами кирпичи, а именно оттиснутые на них буквенные или иные отличительные клейма.
В России клейма на кирпичах появились к середине XVII века. Это было рельефное изображение государственного орла в четырехугольной рамке. Стилизованные изображения животных (анималистические мотивы) использовались для клейм до 1690-х годов. После стали использовать буквы отечественного алфавита, при этом использовался только один символ. Однобуквенные клейма, по мнению экспертов, просуществовали до 1730-х годов. С развитием кирпичного дела клейма с одной буквой не могли обеспечить производителей уникальными литерами, так как названия мест производства и фамилии владельцев могли начинаться на одинаковые буквы, что приводило к путанице.
С конца XVIII века в клеймах число букв увеличивается, их становится 2-3 и более, обозначая имя, отчество и фамилию владельца. Часто вместо данных владельцев в клейме помещали название завода. Анималистические изображения, а именно двуглавый орел, встречаются на изделиях императорского завода времен Николая I – в прямоугольнике, Александра I – в кругу, Александра III – в овале. Особую дизайнерскую привлекательность кирпичи получили в 40-х годах XIX века при переходе на машинное производство. До этого, при ручном изготовлении, из-за оставшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи имели деформированные грани, мятые грани, обтекаемые углы.

Пеллинский дворец
Мыза Ивановская располагалась на месте современного Отрадного. В 1785 году Императрица Екатерина II посетила располагавшееся здесь имение И.И. Неплюева. После она отзывалась об имении следующим образом: «прелестное, виды весьма разнообразные». Впечатлившись местными видами, особенно Ивановскими порогами, самодержица выкупает мызу. 13 марта был подписан указ о строительстве в этих местах нового императорского дворца, уже 20 июля государыня заложила основание нового дворца. Строительство шло быстрыми темпами и через 4 года основные корпуса были подведены под крышу. Сооружение вышло монументальное, его протяженность составляла 200 метров. О великолепии и величии дворца можно судить по высказыванию самой Екатерины, утверждавшей, что «все дворцы лишь хижины по сравнению с Пеллой».
Неподалеку от дворца заложили почтовую станцию. Она расположилась на берегу реки Святки. Главное двухэтажное здание отводилось под гостиничные номера, по бокам расположились два флигеля, где проходила оплата и регистрация подорожных. За ними разместился дугообразный корпус, в нем – помещения для конюхов, конюшня, каретный двор, ледник и кладовая. В центре корпуса помещалась башня со смотровыми площадками.
В 1789 году строительство в мызе было приостановлено, так как русско-турецкая война требовала много ресурсов. Взошедший на престол Павел I отдал распоряжение разобрать Пеллу. Материалы пошли на строительство Михайловских замка и манежа, Пеллинских казарм и церкви в селе Ивановское.
Почтовая станция сохранилась до наших дней. До 1868 года здесь располагались казармы. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало и было разобрано. Сегодня сохранились флигели станции и помещение конюшенно-каретного корпуса, однако увидеть их непросто, они располагаются на территории завода «Пелла».
– В прошлом году ко дню города мы заказали у театра-макета «Петровская акватория» макет почтовой станции. О ней сохранилось много данных, описаний, поэтому сегодня мы можем представить, как она могла бы выглядеть. Благодаря макету это могут увидеть и наши гости.
В 1789 году закладывается почтовая станция для гостей, которые должны были приезжать во дворец Екатерины, который планировалось разместить на берегу Невы. Это должен был быть уникальный, масштабный комплекс.
Карета заезжала на территорию. Здесь все продумано до мельчайших деталей, сделано для комфорта приезжающих и тех, кто здесь работал. Домик смотрителя, места для отдыха, на заднем дворе – хозяйственный двор, место для карет, конюшни, кузница, помещения для кучеров, конюхов, каретников, баня. Комплекс очень масштабный и впечатляющий, ему предстояло соответствовать дворцу. Сам дворец должен был стать одной из жемчужин коллекции Екатерины. Описание станции есть, и по нему удалось сделать макет, а вот о дворце данных крупицы.

Еще одна жемчужина
Еще одной гордостью экспозиционных залов и коллекции экспонатов библиотеки является ваза 19 века. К сожалению, никто не знает, как ваза попала в библиотеку. Согласно данным, полученным в ходе общения с экспертами, это интерьерная ваза. Однако моя собеседница готова с ними поспорить. Она полагает, что это урна для праха, на что указывают медальоны, украшающие по кругу вазу, и она слишком громоздкая для интерьерного украшения.
– Мы вели переписку с фарфоровым отделом Эрмитажа, там сообщили, что если на рисунке есть инициалы автора и они выпуклы, то наш артефакт является оригинальным.
На вазе изображена картина Жана-Батиста Греза, французского живописца, которая называется «Паралитик». Он был приятелем Дидро, который в свою очередь приходился хорошим другом Екатерины II. Поэтому обратился к ней за помощью, и она приобрела полотно у находящегося в сложном финансовом состоянии живописца. Эта картина есть в коллекции Эрмитажа. Музей хотел прибрести бесценный артефакт, но мы ему отказали. Решили, что уникальный предмет должен остаться в Отрадном, кроме того, он потерялся бы в обширной коллекции крупнейшего музея Петербурга.

 

Оксана ЧЕРНИКОВА
Фото автора

Фотогалерея





47-Й РЕГИОН

Храмы области – в центре Санкт-Петербурга

02.11.2018
В Президентской библиотеке открылась выставка «Святые места земли Ленинградской».

ВСЕ НОВОСТИ


Все новости дня

ПОГОДА

Яндекс.Погода

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


Забыли пароль
Зарегистрироваться

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Учредители: УМП «Издательский дом «Ладога», администрация МО Кировский район ЛО, Комитет по печати и связям с общественностью ЛО.
Главный редактор: Филимонова Яна Александровна.
Тел./факс - 8 (81362) 21-295; e-mail: gazeta_ladoga@mail.ru
Для детей старше 12 лет

© 2000-2018 Ладога.РУ
При использовании материалов гиперссылка обязательна