Газета "Ладога"
20
СЕНТЯБРЯ
2018
ЧЕТВЕРГ

ОБЩЕСТВО

Перечитывая Довлатова…. - 25.05.2018

Только-только в Гатчине закончился 24-ый (24 года уже проходит!) российский фестиваль «Литература и кино». Мы любим этот кинофестиваль за то, что проходит он на нашей ленинградской земле. Мы любим гостей фестиваля, любимых актеров, с которыми можно запросто пообщаться. Мы любим фестиваль за его философию Питера. Особенную. Присущую питерской публике. За его многомерную суть любого фильма. Подумаешь, если в прокате не было успеха у какого-то фильма. Это ничего не значит. А вот привезут этот фильм на кинофестиваль в Гатчину и – оглушительный успех, шикарная критика в прессе. Вот такой он у нас интересный и неоднозначный кинофестиваль.

Наш корреспондент побывала в Гатчине, и ее материалы вы еще прочитаете в «Ладоге».
Меня привлек внимание фильм «Довлатов» Алексея Германа младшего, нашего питерского режиссера.
Смею сказать, что многим этот фильм не понравится, многие (может быть) будут выходить из зала во время просмотра, а многие в зале могут плакать, как, например, наш сотрудник Ольга Васильева.

Современный классик
Без ложной скромности скажу – я безумно люблю русского (советского) писателя Сергея Довлатова.
Также не буду врать – не сразу я открыла для себя этого своеобразного, тонкого, ироничного, лиричного автора. Может быть, это и ценно. Его проза медленно (почти внутрикапельно) проникала в мой мозг и внутренний мир. Медленно, но верно, как сказали бы в таких случаях.
Сейчас уже смело можно сказать, что Сергей Довлатов – один из наиболее популярных и читаемых русских писателей нашего времени. Его повести, рассказы и записные книжки переведены на множество языков. Они экранизированы, они изучаются в школах и вузах.
Смешные и пронзительно печальные довлатовские вещи давно стали классикой. Шутки Довлатова запоминаешь сразу и на всю жизнь, а книги перечитываешь десятки раз. Они никогда не надоедают.
Каждый раз отправляясь в отпуск, я беру с собой томик Довлатова.

Полюбите Довлатова
Цель моей статьи одна: я хочу, чтобы и вы, дорогие читатели, открыли для себя (может быть когда-нибудь?) этого писателя.
Сергей Довлатов родился в эмиграции и умер в эмиграции. Как писатель он сложился в тогдашнем советском Ленинграде. Но успех к нему пришел в Америке, где он жил с 1979 года.
Не надо забывать, что именно в эти годы советская цензура не давала свободы многим талантливым творческим людям.
Творчество Довлатова порой кажется парадоксальным. Но именно эта парадоксальность обоснована его жизненным опытом.
Начните читать Довлатова, и вы почувствуете, как просты и благородны его мысли. Он хочет (и делает это сверхталантливо) рассказать, как странно живут люди: то печально смеясь, то смешно печалясь.
В его книгах нет праведников, но нет в них и злодеев.

Улыбка разума
А верил Сергей Довлатов в одно – в «улыбку разума».
Именно эта достойная сдержанная жизненная позиция принесла Сергею Довлатову повсеместную известность.
Увы, он умер как раз в ту пору, когда «слава обрушилась на него».
Сергей Довлатов говорил, что похожим ему хочется быть только на Чехова.
Шутки Довлатова запоминаешь сразу, а книги перечитываешь десятки раз. Они никогда не надоедают.

«Театр абсурда» Сергея Довлатова
Очень многие знатоки литературы относят художественный метод Сергея Довлатова к «театру абсурда». А если быть точнее – считают его основоположником этого жанра. Хотя и Михаил Зощенко тоже разрабатывал эту «золотую жилу».
Пересказывать рассказы Довлатова – ох, не простое занятие. Каждое слово на вес золота. Да, что там слово, каждая запятая, каждая точка и скобка несут смысл. А что самое интересное – у каждого читателя свой смысл от прочитанного и увиденного. Потому его и надо читать в книжном варианте, а не в интернете.
Совсем недавно я перечитала его повесть «Заповедник». Я опять восхитилась его системой фраз, которыми обмениваются персонажи «Заповедника». Это грань подлинности. Эти фразы комичны. Не по сути. А в реальности.
Так действительно живут люди. Столь неожиданна и разнообразна наша жизнь. Мы сами любим ее приукрасить. Эту жизнь.
Довлатова по праву можно назвать бытописателем. Некоторые критики называют его «люмпеном-интеллигентом». Люмпен – деклассированный человек, выходец из любой среды, даже аристократической. Происхождение вообще не имеет значения.
Сергей Довлатов писал в своих рассказах о нашем быте социалистической поры. Живут в одной квартире несколько семей, пользуются одной общей, ванной, одной общей уборной, одной, тоже общей – кухней. Кажется, даже одной кухонной плитой. Реальность? Еще какая!
Но многие критики и «обозвали» это «театром абсурда».
А ведь талантливый писатель, создавал этот «театр» вполне обдуманно. Ну, кто из нас не жил в коммунальной квартире в советское время? Кто по утрам не стоял в очереди в туалет? А постирать белье в ванной вообще проблема была. Для всех. И хорошо, если ванная комната была в квартире, а зачастую ее и не было. И по сей день таких квартир в нашей России полным-полно. В них своя жизнь, отличная от других. Своя реальность. Свой мир. Свой мирок. Свои правила. Свои законы и порядки. Нарушил? А получи по полной! Ругань. Брань. Порой и драки. И кто тут интеллигент, кто маргинал, кто аристократ… Не все ли равно? А мир существует. Просто это надо увидеть. Просто это надо почувствовать каким-то нюхом. На обрывках фраз поймать логику вещей и поступков людей. Хотя, может, и не надо. Ибо это жизнь! А она бывает и такой.
Сергей Довлатов свои художественные достижения оценивал весьма скромно. Говорил о себе, что он не писатель, а рассказчик.
Хотя, конечно, не мог Сергей Довлатов не задумываться о судьбе своего творчества. Он наверняка задумывался о судьбе своих книг, надеялся что «душа в заветной лире» его прах переживет и «тленья убежит».

Все будет правильно. На этом построен мир
И с ним это случилось. Все состоялось. Все нашли и «откопали». Даже мельчайшие газетные заметки и письма.
В очередной раз сбылось то, в чем уверял нас Михаил Булгаков, говоря устами Воланда в бессмертном романе «Мастер и Маргарита»: «Все будет правильно, на этом построен мир».
На кинофестивале фильм питерского режиссера Алексея Германа участвовал в конкурсной программе.
Не всем понравился (и не мог всем понравиться) фильм.
Позвольте один совет: прежде, чем смотреть его – прочтите прозу (письма, да что угодно) Довлатова.
В его стилистику нужно «въехать». Неудачливый, флегматичный, пьющий, курящий, не слишком легкий на подъем мужчина с яркой южной внешностью. Но наделенный умом, писательским талантом, иронией и самоиронией. Он хлебнул опыта работы в лагерной охране, он симпатизировал в советское время (что было опасно) диссидентам (инакомыслящим), пытался отстаивать (в меру своих сил) собственные принципы. Он отчасти интеллигент. Отчасти – босяк.
Это целая эпоха из ума и сердца.
Удалось ли её передать питерскому режиссеру Герману – трудно сказать за всех. За себя – да. Потому и прошу – прежде чем смотреть фильм – проникнитесь чтением его прозы, записок и писем. Эх, какое это удовольствие!
И по признанию самого Алексея Германа, одна из мотиваций фильма – некая психотерапия. Такое было время. Так жили люди. И жизнь была. Да, сложная, такая-сякая, но она была. Люди были с другими лицами, энергией и дарованием. С прямыми спинами.
И фильм этот прежде всего не про писателя, одиноко печатающего свои произведения на машинке. Это кино про среду, про людей, время, поколение, про споры, дружбу, любовь.
И это рассказано в фильме гениально: от общего к частному.

Подготовила Галина ЛОГИНОВА

ВСЕ НОВОСТИ


Все новости дня

ПОГОДА

Яндекс.Погода

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


Забыли пароль
Зарегистрироваться

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Учредители: УМП «Издательский дом «Ладога», администрация МО Кировский район ЛО, Комитет по печати и связям с общественностью ЛО.
Главный редактор: Филимонова Яна Александровна.
Тел./факс - 8 (81362) 21-295; e-mail: gazeta_ladoga@mail.ru
Для детей старше 12 лет

© 2000-2018 Ладога.РУ
При использовании материалов гиперссылка обязательна