Газета "Ладога"
19
ОКТЯБРЯ
2018
ПЯТНИЦА

ПАМЯТЬ

Жив ты или помер – главное, чтоб в номер Материал успел ты передать - 04.05.2018

Каждый из нас видел кадры кинохроники и фотографии периода Великой Отечественной войны. Сегодня, в преддверии 9 мая, мне бы хотелось отдать дань памяти тем, кому мы обязаны этим знанием, военным корреспондентам, показать малую часть проделанной ими работы.

С «лейкой» и с блокнотом, а то и с пулеметом…
Профессия журналиста всегда связана с риском, но сегодняшнее время сложно сравнить с теми рисками, которым подвергали себя военные корреспонденты более 70 лет назад. Их самих редко найдешь на фотографиях или кинолентах. Оставаясь за кадром, они собирали самые яркие моменты фронтовой и тыловой жизни. От их взора не скрылись ни горе, ни радость, ни отвага, ни лишения, ни ужас, ни подвиг.
С первых дней войны они были на поле сражения. Уже через три недели после начала боевых действий на передовых участках фронтов работали более 80 кинооператоров, к сожалению, с того периода осталась лишь толика материалов. Документальные видео- и фотокадры рассказывают нам о передвижении фронтов, о жизни партизанских отрядов, демонстрируют кадры военных действий, показывают разрушенные города и сожженные поселки, освобождение нашей страны и Европы, не укрылась от корреспондентов ни одна деталь тыловых будней. За годы войны военкоры сняли тысячи фотоснимков и километры кинопленки.
В годы войны была изменена структура печатных СМИ: сократился тираж ряда газет, а специализированные, отраслевые издания совсем перестали выходить. Взамен них стали выходить фронтовые газеты. Центральными для армии и флота являлись лишь 5 газет,.Среди них – «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Сталинский сокол». Также выходили газеты военных подразделений. Пресса того периода стала побуждающей, мобилизующей силой, настраивающей советский народ на самопожертвование, на подвиг. Издания рассказывали о мужестве, о трудностях, о стойкости и любви к Родине.
Фронтовые газеты с напечатанными снимками расходились тысячными тиражами по всей стране. И в годы войны журналисты не теряли профессионального азарта: несмотря на общую сплоченность СМИ, каждое из изданий мечтало «вставить фитиль» коллегам и первым выпустить сенсационный материал. Это явление описано в стихотворении Константина Симонова, легшего в основу песни «Корреспондентская застольная» (муз. Матвея Блантера). В припеве есть строки: «И чтоб, между прочим, Был фитиль всем прочим, А на остальное – наплевать!». Помимо фронтовых изданий выпускались газеты на оккупированных территориях как способ борьбы с неприятелем в его тылу; подпольные и партизанские газеты.
Важное значение отводилось газетам, выпускаемым в тылу, они рассказывали о событиях фронта, о победах бойцов, и самое главное – призывали тыл делать все возможное для обеспечения советской армии всем необходимым: «Все для фронта, все для победы!». 

Профессионализм превыше всего
Война не отменяла качество исполнения работ. Зачастую рискуя личной безопасностью, корреспонденты отдавали предпочтение технической стороне, качеству материала, экспозиции. Ради выразительного снимка или крупного плана сражения отправлялись на передовую и снимали сквозь смотровые щели танков, первыми выезжавших на поле боя, из кабин самолетов, сквозь амбразуры дзота, из окопов, с крыш и горящих домов. В Сталинграде военкоры снимали уличные бои, под Курском – на минном поле. Они работали в любую погоду, зимой отогревали технику под одеждой.
На основе кинохроники был создан документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», вышедший в свет 18 февраля 1942 года. Он получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года. Две документальные ленты советских кинооператоров о массовых убийствах военнопленных и мирного населения стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе.
Многие военкоры имели офицерские погоны. Поэтому зачастую воевали не только пером. В трудную минуту они становились на место убитых офицеров и рядовых. Воевать им доводилось часто. Журналист газеты «Правда» Сергей Александрович Борзенко – один из таких примеров. Он первым из советских журналистов был удостоен звания Героя Советского Союза именно за отвагу в бою. Он был направлен для освещения событий при высадке Керченского десанта. Высадка оказалась сложной: погибли все офицеры, и как старший по званию Борзенко принял командование на себя. Три дня до прибытия подкрепления он руководил обороной захваченного плацдарма.
Тысячи лиц запечатлели за годы войны на свои кино- и фотокамеры военкоры. На них вечно живыми остались те, кто не уцелел в страшных событиях 1941-45 годов.
Чаще всего военными корреспондентами становились писатели и поэты. Вот лишь некоторые имена легендарных журналистов периода Великой Отечественной войны: Лев Озеров, Константин Симонов, Михаил Шолохов, Муса Джалиль, Иоган Зельцер и многие другие.

Женскими глазами
Военными корреспондентами чаще всего становились мужчины, но были и исключения. Одной из немногих женщин-военкоров была фотограф Наталья Боде. Она прошла всю войну. Ее снимки сделаны на Центральном, Юго-Западном, 1-ом Белорусском фронтах. Это не просто снимки, эти фотографии – женский взгляд на войну, это другие эмоции.
Наталья родилась в Киеве, здесь же училась фотографии и вышла замуж за фотожурналиста Бориса Козюка. В браке у пары появился сын, но война резко изменила планы четы. Муж погиб в первые дни войны. Оставив сынишку родителям, Наталья ушла на фронт. «На фронт я пошла за Борю», – говорила она.
Служба Натальи военным корреспондентом начинается в газете «Красная армия». На долгие 4 года ее оружием стал фотоаппарат «Лейка 2А». Цену фотографий знала лишь она. Нередко, чтобы выполнить задание, ей приходилось ночевать в самодельных шалашах, преодолевать десятки километров и, несмотря на это, она делала отличные снимки.

Бесценный кадр
Танк «Тигр» считался непобедимым, он обладал мощной броней и впечатляющей огневой мощью. Однако советская армия нашла уязвимые места легендарной машины, но в газетах не было ни одной фотографии подбитого танка.
Перед корреспондентами поставили задачу сделать снимок, запечатлевающий «непобедимый танк», выведенный из строя красноармейцами. Наталья Боде вызвалась выполнить это рискованное поручение.
Подходящий «Тигр» находился на нейтральной полосе, простреливавшейся с обеих сторон. Взяв с собой двух офицеров, фотограф отправилась на линию фронта. Достигнув цели, группа сделала отличные кадры, где хорошо были видны бреши, развенчивающие мифы о непобедимости танка. Однако немцы заметили группу, снимавшую советских офицеров на фоне побежденного «Тигра», и, оценив важность такого рода кадров, открыли по группе огонь. Тем не менее, вылазка обошлась без серьезных потерь.
Фотографии, позже ставшие популярными далеко за пределами СССР, вышли в свежем номере «Красной Армии». Под снимком стояла подпись: «Командир танка, лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне немецкого танка «Тигр», подбитого экипажем Смелова, лейтенанту Лихнякевичу (подбившему в последнем бою два фашистских танка). Эту пробоину сделал обычный бронебойный снаряд из 76-миллиметрового орудия Т-34». За свой знаменитый снимок Наталья Боде была награждена орденом Красной Звезды.

Оксана ЧЕРНИКОВА
Фото с сайта: mediananny.com​
 

ВСЕ НОВОСТИ


Все новости дня

ПОГОДА

Яндекс.Погода

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


Забыли пароль
Зарегистрироваться

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Учредители: УМП «Издательский дом «Ладога», администрация МО Кировский район ЛО, Комитет по печати и связям с общественностью ЛО.
Главный редактор: Филимонова Яна Александровна.
Тел./факс - 8 (81362) 21-295; e-mail: gazeta_ladoga@mail.ru
Для детей старше 12 лет

© 2000-2018 Ладога.РУ
При использовании материалов гиперссылка обязательна