Газета "Ладога"
20
АПРЕЛЯ
2018
ПЯТНИЦА

ПАМЯТЬ

Защитницы Отечества - 14.04.2018

Июнь 41-го. Жизнь разделилась на «до» и «после». Началась самая страшная и самая масштабная война в истории человечества. До Победы оставалось 1418 дней лишений, самопожертвований, отваги, высшей степени напряжения человеческих сил и возможностей. Победа ковалась всей страной – от мала до велика.

В канун Дня Победы давайте поговорим о тех, кто подарил нам наше сегодня. И начать хотелось бы с женщин на войне, не просто женщин, а бесстрашных летчиц. Немцы прозвали этих отважных вчерашних школьниц и студенток ночными ведьмами, а маршал Константин Рокоссовский – легендами. Он знал, что они дойдут до Берлина, и был прав!

Ночные ведьмы
Быть летчиком в Советском Союзе считалось престижным. До войны профессия пользовалась широкой популярностью не только среди юношей, но и девушек. Спрос на обучение в планерных школах со стороны прекрасного пола был высоким.
После 22 июня девушки стали проситься на фронт, однако все они получили отказ. Ситуация изменилась после того, как советские летчицы обратились к Герою Советского Союза Марине Расковой. Марина Михайловна с присущей ей решительностью и эмоциональностью озвучила желание сотен летчиц воевать наравне с мужчинами Иосифу Сталину. Вождь поддержал ее идею и поручил Расковой сформировать авиационное соединение из трех полков: легких ночных бомбардировщиков, тяжелых дневных бомбардировщиков и истребителей. Полк был образован в октябре 1941 года по приказу Народного комиссариата обороны «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии» как 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.
Сложно не отметить тот факт, что ни до, ни после Великой Отечественной войны нигде в мире не существовало отдельных боевых женских авиационных подразделений. Полки были укомплектованы только женщинами-добровольцами, благодаря мужеству, отваге и
героизму они вписали свои имена в историю. Руководила формированием Марина Раскова, командиром полка назначили опытную летчицу Евдокию Бершанскую, она сохранила за собой этот пост до конца войны. Пройдя обучение в Архангельске, в мае 42-го женский полк прибыл на фронт, крещение боем летчицы получили спустя две недели, 12 июня.
Девушек с профессиональным опытом, пришедших из гражданской авиации или аэроклубов, определяли в полк тяжелых бомбардировщиков, менее опытных – в полк легких бомбардировщиков или в штурманы. И лишь самые-самые попадали в истребители. Девушек-летчиц шутливо именовали «Дунькин полк», но летчицы быстро доказали, что не уступают мужчинам ни в смелости, ни в количестве боевых вылетов. На фанерных самолетиках они внушали немцам неимоверный страх. Под покровом
ночи на своих «У-2» появлялись они – ночные ведьмы – и забрасывали противника бомбами.
«Ночные ведьмы» – такое имя советским летчицам дали немецкие солдаты. Они не могли понять, как, летая на примитивных самолетах, девушки добивались такого успеха.

«Немцы звали нас «ночными ведьмами», а ведьмам было всего от 15 до 27 лет», – писала в воспоминаниях Евгения Жигуленко. За годы войны совершила 968 боевых вылетов. После войны она окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, выбрав тем самым для себя будущую профессию – снимать фильмы. Один из них, «В небе «ночные ведьмы», рассказывает о 46-ом гвардейском ночном бомбардировочном авиаполке.

«Ласточки» – так летчицы называли свои боевые машины. Они никогда не брали с собой парашюты и оружие, только пистолет «ТТ». Не было и бронезащиты, все свободное место отводилось для бомб. За ночь 46-й гвардейский женский полк совершал более 8 вылетов, а в зимнее время за счет короткого светового дня их количество возрастало. Однако случались и такие ночи, когда приказ был «бомбить по максимуму». Это значило – совершить столько вылетов, сколько возможно. Их число могло составлять 16-18, после этого летчиц вынимали из кабин и несли на руках, так как от бессилия стоять на ногах они не могли.
Особенно тяжело приходилось девушкам зимой. Металлические снаряды, бомбы невозможно было подвесить или зарядить в рукавицах, руки замерзали так сильно, что буквально отнимались, порой промерзший металл «обжигал», от прикосновения на нем оставалась кожа.

«Техник кричит: «Девчонки, по живой силе!» Значит, надо к самолетам осколочные бомбы навешивать, самые легкие – по 25 килограммов. А если летят бомбить, например, железную дорогу, то к крылу крепили 100-килограммовые бомбы. Одному такой вес не поднять, поэтому справлялись вдвоем. Только до уровня плеч поднимешь, так напарница Ольга Ерохина что-нибудь скажет смешное, обе заливаемся, «адская машина» падает из рук на землю. Плакать надо, а мы хохочем! Снова поднимаем ее со словами: «Мам, помоги мне!», – вспоминала ветеран Великой Отечественной войны Татьяна Щербинина.

Фанерные самолеты не давали врагу покоя, появляясь на передовой в любую погоду. Что интересно, механиками в полку также были женщины. Они удивительным образом за считанные часы приводили машины в порядок, и те вновь вылетали в сторону противника.
23 672 боевых вылета совершили летчицы за годы войны, сбросив на немцев 980 тонн бомб. За свои подвиги женский полк в 1943 году удостоен звания «Гвардейский» и преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. За отличия в боях при освобождении Таманского полуострова в октябре того же года ему присвоено наименование Таманского. В сражениях
за Феодосию награжден орденом Красного Знамени, за освобождение Белоруссии – орденом Суворова III степени. В итоге полное название авиаполка звучит как: 46-й Гвардейский бомбардировочный «Таманский» Краснознамённый ордена Суворова полк. После войны он был расформирован.
Полк прошел славный боевой путь от Дона до Германии. Потери его составили 32 летчицы и 28 самолетов. Благодаря заслугам командира Евдокии Яковлевны все девушки были захоронены. На деньги, собранные всем полком, она объездила места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших девушек.

«Ночная ласточка»
Когда сформировали полк, стало ясно, что боевых машин для летчиков в юбках нет. Тогда руководитель формирования Марина Раскова предложила использовать учебный самолет «У-2», переименованный позже в «По-2». Машиной мог управлять как пилот, так и штурман.
Это был учебный самолет, совсем не подготовленный для ведения авиаатак. Для боевых действий его оснастили фарами, подвеской для бомб, так как специализированного отсека для орудий не было, снаряды подвешивались на низ самолета в так называемых бомбодержателях. В 44-м, после смерти создателя машины авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова, самолет переименовали в «По-2». Не было на них и прицелов для бомбометания, но девушки сами придумали их и нарекли «ППР» – «проще пареной репы».

«Мы больше смерти боялись живыми попасть в плен, поэтому и парашюты не брали. Перед вылетом обязательно оставляли все документы в полку. Из-за этого могилы некоторых наших погибших подруг удалось найти не сразу после войны», – рассказывала летчица Ирина Ракобольская.

Несмотря на возможность набирать высоту лишь до 500 метров и при максимальной скорости полета в 120 км/ч, машины в руках советских летчиц становились грозным оружием, наводящим леденящий страх на врага.
Самолет не имел никакой бронезащиты и вооружения, лишь в 1944 году на них установили пулеметы.

Марина Раскова
Отважная летчица, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза, родилась в семье преподавателей 28 марта 1912 года. Ее отец, Михаил Дмитриевич, был педагогом по вокалу и оперным артистом, а мама, Анна Спиридоновна, школьным учителем. В 20 лет Марина Раскова стала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии им. Жуковского. С этого момента начинается ее любовь к авиации. Спустя два года в должности штурмана окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. В 30-е годы Раскова была очень популярна в СССР, за ней числились несколько мировых рекордов на дальность перелетов. В сентябре 1938 года был совершен знаменитый перелет Москва-Дальний Восток женским экипажем: Валентиной Гризодубовой, Полиной Осипенко и Мариной Расковой на самолёте АНТ-37 «Родина».
Большую часть маршрута летчицам предстояло пройти выше сплошной облачности, поэтому экипаж использовал кислородные маски. При этом температура за бортом и внутри самолета достигала -35 градусов. Перелет оказался непростым: преодолев Уральский хребет, экипаж сначала частично, а после и вовсе потерял связь. Когда небо прояснилось, стало ясно, что они пролетают над Охотским морем. Топливо заканчивалось, сокращались шансы на выживание. Расковой был отдан приказ прыгнуть с парашютом, так как стеклянная кабина, в которой она находилась, не была предназначена для жесткой посадки. С малым запасом продуктов она десять дней, превозмогая голод и холод, добиралась по тайге к месту посадки экипажа.
Перелет «Родины» длился 26 часов 29 минут, в результате был установлен женский мировой рекорд по дальности полета – 6450 км. 2 ноября 38-го года весь экипаж получил звания Героев Советского Союза.

 

Оксана ЧЕРНИКОВА

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
КАЛЕЙДОСКОП

В Кировске отметили День национальной культуры Беларуси

18.04.2018
В Кировской центральной библиотеке прошел праздник дружбы народов - День национальной культуры Беларуси.

ВСЕ НОВОСТИ


Все новости дня

ПОГОДА

Яндекс.Погода

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


Забыли пароль
Зарегистрироваться

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Учредители: УМП «Издательский дом «Ладога», администрация МО Кировский район ЛО, Комитет по печати и связям с общественностью ЛО.
Главный редактор: Филимонова Яна Александровна.
Тел./факс - 8 (81362) 21-295; e-mail: gazeta_ladoga@mail.ru
Для детей старше 12 лет

© 2000-2018 Ладога.РУ
При использовании материалов гиперссылка обязательна