Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Невдубстрой

Невдубстрой

ИЗ  ИСТОРИИ ПУБЛИКАЦИИ

У этой публикации, имеющейся в нашем архиве и  рассказывающей о первых годах строительства Дубровской ТЭЦ,  такая вполне обычная история: ровно десять лет назад, когда кировчане отмечали 70-летний юбилей своего города, наша газета проводила творческий конкурс. Жителям Кировска «Ладога» предлагала представлять на конкурс все, что связано с его историей города, в том числе старинные фото и  редкие документы.

Этот документ середины 30-х годов на конкурс принес кировчанин Николай Дмитриевич Кузнецов. Вся его жизнь прошла в городе на Неве: родился Николай Дмитриевич в Кировске, в 1937 году, а дальнейшая  судьба, как и многих ровесников того времени, была связана с Великой Отечественной. Он - малолетний узник фашистских концлагерей: в войну с мамой и сестрой был вывезен в Литву.

А после окончания войны семья Кузнецовых вновь вернулись в родной город. Вся трудовая биография Николая Дмитриевича связана с Кировском: на пенсию он уходил с Дубровского завода ЖБК, а перед этим десять лет отработал электромонтером на ГРЭС-8. На станции он занимался наглядной агитацией. Видимо, поэтому и сохранился у него по наследству этот документ в начала 30-х годов, который тогда он передал нашей газете. Тогда десять лет назад Николай Дмитриевич Кузнецов был награжден памятным призом победителя. Сегодня мы публикуем отрывки из этого уникального документа, который сохранил дыхание того времени.

 Еще одна победа партии

Рабочий класс Советского Союза под руководством партии и своего любимого вождя тов. Сталина одержал крупнейшие исторические победы в деле индустриализации и построения фундамента социализма в нашей стране, превратив ее в независимую от капиталистических стран и технически передовую.

Одним из решающих участков социалистического строительства, которому партия и правительство придавали исключительное значение, является электрификация. Еще в первые годы существования Советской власти был разработан под руководством В.И.Ленина первый генеральный план электрификации СССР, охарактеризованный тов. Сталиным как мастерский набросок действительно единого, действительно государственного, хозяйственного плана.

Развернувшееся электростроительство, превысившее наметки плана ГОЭЛРО и давшее стране мощную и передовую энергетическую базу, явилось рычагом технической реконструкции промышленности, переделки сельского хозяйства на основе коллективизации и улучшения материально-бытовых условий трудящихся.

Бурный рост промышленности Союза в первой пятилетке, в особенности Ленинградской, являющейся поставщиком сложного оборудования для новостроек и сельского хозяйства Союза, требовал ускоренного развертывания электростроительства. На ХVI партсъезде было отмечено, что ряд районов, в том числе и Ленинград, имеют недостаточную энергетическую базу, что задерживает  развитие промышленности. Согласно этих решений правительство наметило  сооружение в Ленинграде ряд новых станций: Свирь, 2-ая ГЭС и Дубровка.

Под руководством Обкома и Л.К.ВКП(б) и при непосредственной помощи т.Серго Орджоникидзе и т. С.М.Кирова в период между ХVIи ХVIIсъездами эта задача была выполнена. В 1931-1932 годах вступила в строй действующих станций и освоена 2-ая ГЭС мощностью 60 тысяч кВт.

В период 1931-1933 годах, благодаря напряженной борьбе рабочих, инженеров и техников, показавших образцы героической работы за ускоренные темпы и умение преодолевать трудности, Ленинградская промышленность получила мощное подкрепление для выполнения плана первого года второй пятилетки в 100 тысяч КВт Дубровской торфяной электростанции, вступившей во временную эксплуатацию первым агрегатом в 50 тысяч кВт 10 августа 1933 года и вторым – в 5050 тысяч кВт в ноябре 1933 года с осуществлением здания станции, водоснабжения, топливоподачи и электрической части на проектную мощность в 200 тысяч кВт.

К настоящему времени Дубровская станция уже превысила выработку 100млн кВт/часов, освоила в эксплуатации проектную мощность установленного оборудования и в конце февраля передается в промышленную эксплуатацию, вступая в ряды основных электростанций ЛЭНЭНЕРГО.

Дубровка является первой станцией, оборудование которой полностью изготовлено на отечественных заводах, построенной и смонтированной руками советских рабочих, инженеров и техников, без технической помощи и участия иностранных специалистов. Результаты работы столь мощного и технически сложного оборудования Дубровки – это подтверждение силы и мощи нашей промышленности, технического роста наших собственных кадров специалистов, торжества генеральной линии партии.

За два с половиной года работы строители Дубровской ГЭС получили большую практическую закалку. Многие молодые специалисты под руководством опытных руководителей строительства – главного инженера А.А. Котомина, его заместителей – инженеров С.Г. Полоцкого и И.Д. Коца – выдвинулись в ряды талантливых инженеров способных вести самостоятельные, ответственные работы. Созданы новые кадры бетонщиков, монтажников, плотников и др. из крестьян, пришедших из отдаленных уголков нашего Союза и прошедших хорошую социалистическую школу.

Успешное окончание строительства Дубровской электростанции и переход ее на промышленную эксплуатацию ставит перед работниками почетнейшую задачу: полностью овладеть сложнейшим первоклассным оборудованием, добиться безаварийности работы и сделаться образцовым предприятием среди торфяных станций Союза. Эти задачи, стоящие перед рабочими, инженерами и техниками Дубровки, будут выполнены также успешно, как настройка и монтаж электростанции.

Правильная, бесперебойная работа всего оборудования станции даст Ленинградской промышленности необходимое количество кВт/часов для успешного выполнения второго пятилетнего плана, утвержденного ХVIIсъездом партии.

И. Антюхин.

Мощность станции при полном развитии намечена в 300 тысяч кВт. К установке предложено шесть турбин мощность по 50 тысяч кВт. Для каждой турбины устанавливается по два котла поверхностью нагрева 2500 кубометров каждый.

В настоящее время закончено здание станции на 200 тысяч кВт и все гидротехнические сооружения, как то: водоподводящий и отводящий каналы, сборный бассейн и водоочистные сооружения, построенные на полную мощность 300 тысяч кВт. Смонтировано оборудование и введено в эксплуатацию на мощность в 100 тысяч кВт. Генераторы станции вырабатывают энергию напряжением 10,5 кВт, трансформируемую напряжение 110 кВт и 35 кВт.

Энергия подается в Ленинград по пяти линиям высокого напряжения, из которых две являются петлею северной Волховской линии, а остальные три вливаются в Ленинградское высоковольтное кольцо. Из означенных линий в настоящее время построены четыре. Кроме линий на напряжение в 100 кВт имеются линии на напряжение в 35 кВт для питания, главным образом, торфоразработок.

Первоначально станция была запроектирована на массиве Назиевских болот, исходя из предположения, что такой вариант даст наиболее дешевую топливную составляющую. Ряд последующих подсчетов показал, что расположение станции большой мощности не на болоте, а ближе к проекту потребления электроэнергии является более выгодным.

Этот вариант дал как снижение стоимости капитальных затрат, так и снижение эксплуатационной стоимости кВт/часа. Подсчеты показали, что передача электроэнергии по более коротким линиям снизила стоимость кВт/часа на 0,082 копейки, а увеличение его стоимости из-за возросшего расстояния доставки топлива составило…0,030 копейки, то есть этот вариант дал общее снижение на кВт/час в 0,052 копейки.

Площадь, занимаемая самой станцией с шестью городками для рабочих и служащих, а также вспомогательными заводами и мастерскими, составляет около 400 га, и в случае надобности может быть увеличена за счет незаселенного места, прилегающего к этому участку.

В основу проекта конструкции здания станции внесен целый ряд технических нововведений, впервые применяемых при  постройке электрических станций как в  СССР, так и за границей, а именно положен принцип, что неосновные механизмы должны в своем размещении подчиняться зданию, а наоборот – механизмы являются основной частью сооружения, где здание служит для защиты механизмов от температурных и атмосферных влияний.

Особенностью организации является то, что проектирование станции, ее  сооружение и испытание механизмов  от начала до конца выполнялось одним и тем же аппаратом Строительства. Основное оборудование изготовлялось на заводах Союза впервые, быстро разрешались все вопросы и обеспечивалась преемственность в работе проектировщиков, монтажников и строителей.

Все основные строительные работы Строительство выполнило хозяйственные способом и лишь специальные работы, как то: изготовление главных металлических конструкций, канализационные, мостовые, плиточные и т.п. производились контрагентами.

В отношении монтажа оборудования, поставленного котлотурбиной, было допущено, вопреки настояниям Строительства, исключение, и до сентября 1933 года монтаж турбины и котлов производило монтажное отделение котлотурбины. Однако практика показала неудовлетворительность такой организации работ и с 1 сентября Строительство приняло монтаж оборудования на себя и самостоятельно осуществило монтаж котлов № 3 и № 4 и турбины № 2.

Опыт работы по новой схеме вполне оправдал себя и впервые монтаж был закончен в намеченные сроки. О своим наружным очертаниям станция представляет куб, где в средней части (машинном зале) установлены машины, а по сторонам – котлы.

В основу проекта положена мысль укладки наименьшего количества бетона с таким расчетом, чтобы фундаменты котлов являлись одновременно и фундаментом здания. На эти фундаменты установлены металлические колонны, одновременно служащие как основным каркасом котлов, так и каркасом несущим перекрытия котельных и машинного зала.

Технической новостью в конструкции здания является отсутствие промежуточных стен, отделяющих машинный зал от котельных. Принцип отказа от промежуточных стен, внесенный в проект Строительством еще в 1929 году, применен уже за границей при постройке ряда новых станций.

Характерным для «Невдубстроя», запроектированного по последнему слову техники, является то, что «станция столь большой мощности впервые в СССР выполняется в основном на отечественном оборудовании, а именно: из общей стоимости всего тепло- и электрооборудования в 45 млн рублей, импорт составляет всего 800 тысяч рублей.

Станция работает на торфяном топливе, получаемом с двух болотных массивов – Назиевских и Синявинских болот. Общий запас торфа составляет около 52 млн тонн,  что при годовой потребности станции в 1,5 млн тонн при мощности в 200 тысяч кВт обеспечивает станцию приблизительно на 35 лет.

Для того чтобы представить грандиозность сооружения, достаточно сказать, что при бетонной кладке одних фундаментов Строительством уложено около 60 тысяч бочек цемента и 2 тысяч тонн арматурного железа, а для основного каркаса  здания потребовалось около 7 тысяч тонн прокатного железа, не считая металла на внутренние каркасы, поддерживающие конструкции, веса самих котлов, машин и оборудования станции. Паровые турбины построены на Ленинградском металлическом заводе имени т.Сталина.

Подготовка площадки под здание станции началась с осени 1930 года, сводясь в основном к земляным работам, объем которых достиг одного миллиона кубометров, так как приходилось снимать береговые холмы высотою 16 метров. Для этих работ Строительство впервые в СССР разработало и применило способ размыва берегового грунта при помощи струи высокого давления.

К постройке здания приступили в 1931 году, когда начались работы по рытью котлованов под фундаменты и к постройке  гидротехнических сооружений – водопроводящих и отводящих каналов и бассейна для цикруляционной воды.

В 1932 году начался монтаж металлических конструкций здания. Особенность конструкций здания позволила через два месяца после начала его монтажа широким фронтом развернуть монтаж оборудования, в результате чего в декабре 1932 года был поставлен под давление первый котел, и в начале января 1933 года в первый раз была провернута турбина № 1.

Для размещения служащих и рабочих, число которых доходило до 12 тысяч человек, на Строительстве построено 6 городков: три городка для временных, строительных и монтажных рабочих, состоят из домов барачного или стандартного типа, общей площадью в 26 тысяч кв.м. Для постоянного эксплуатационного персонала построено 2 городка: один - теплобетонный, состоящий из 6 теплобетонных четырехэтажных домов, где кроме жилых помещений комнатной системы размещены: столовые, почта, школа, конторы и пр.                                                                 

Для старшего технического и административного персонала, построен отдельный, так называемый «технический городок»,  размещенный в прекрасном сосновом лесу. Для культурной работы имеется клуб со зрительным залом на 1000 человек с отдельным гимнастическим залом, библиотекой, читальной, помещениями для кружков и пр.

Для снабжения рабочих и служащих продуктами и товарами имеется универмаг, 5 магазинов и 21 ларек. Для общественного питания имеете я 6 столовых, четыре из них для рабочих, с пропускной способностью в 12 тысяч человек в сутки.   Одна - для   инженерно-технического  персонала  и одна - для  административного персонала.                   

Для улучшения питания при Строительстве имеется Коопсельхоз, с площадью посева в 142 га: под огородами - 70 га, под парниками - 2500 рам, молочным стадом - 90 голов, свинарником – 170, крольчатником - 730  и овец - 35 голов.

Из всего вышеизложенного видно, что постройка станции «Невдубстрой» является не только созданием колоссального источника электроэнергии, превышающей в 4 раза Волховстрой и в 2 раза Свирьстрой, но станцией, где впервые почти исключительно применено отечественное оборудование, смонтированное без иностранной помощи, где осуществлен и проведен в жизнь целый ряд новых технических мыслей как в проекте самого сооружения, так и в способах производства работ, и созданы культурные жилищно-бытовые условия.

Публикацию подготовила к печати

Тамара САПОЖНИКОВА

Фото из архива Дубровской ТЭЦ.

НАША СПРАВКА

Дубровская ТЭЦ  имени С.М.Кирова – первая по мощности на тот момент электростанция Советского Союза: проектная мощность – 200 МВт с возможностью расширения до 300 МВт. Торжественный пуск станции состоялся 27 марта 1933 года. Автор проекта – легендарный советский инженер Алексей Антонович Котомин. Станция была построена в рекордно короткий срок – всего за три года. Работа признана образцовой – Алексей Котомин и управляющий «Ленэнерго» Иван  Антюхин  впервые в истории энергетики страны были награждены Орденом Ленина.

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Фестиваль ЭКОмоды посетил синявинцев
Молодежь

Фестиваль ЭКОмоды посетил синявинцев

28 ноября 2024

24 ноября в КДЦ «Синявино» состоялся экологический фестиваль «ЭКОмода», во время которого был организован показ мод из экологически чистых материалов и вторичного сырья. Мероприятие направлено на популяризацию экологичного образа жизни и поддержку местных дизайнеров.

С визитом - в Кировский район
Общество

С визитом - в Кировский район

25 ноября 2024

В минувшие выходные Кировский район принимал делегацию из Столинского района Республики Беларусь. Для гостей была подготовлена насыщенная программа по культурным и историческим местам.

Новые победы шлиссельбургских танцоров
Культура

Новые победы шлиссельбургских танцоров

23 ноября 2024

Народный ансамбль танца «Калейдоскоп» (руководитель Алла Ковганко) и хореографический коллектив «Сударушка» (руководитель Ангелина Кудинова) продемонстрировал свои хореографические таланты на межрегиональном хореографическом конкурсе-фестивале «Танец — поэзия души», который проходил 21-23 ноября в Санкт-Петербурге. Организатором конкурса стал Дом народного творчества Ленинградской области.

Груз помощи и посылки из Назии успешно доставлены на передовую

Груз помощи и посылки из Назии успешно доставлены на передовую

22 ноября 2024

В это непростое время каждый из нас чувствует необходимость поддержать тех, кто стоит на защите Родины, кто с мужеством и самопожертвованием борется за наше общее будущее.

Невский ССЗ принял участие в ярмарке учебных мест и вакансий «Фестиваль профессий»
Молодежь

Невский ССЗ принял участие в ярмарке учебных мест и вакансий «Фестиваль профессий»

22 ноября 2024

Представители предприятия ОСК – Невский ССЗ (базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш России) провели ознакомительные семинары почти для 300 учеников школ Кировского района в рамках ярмарки учебных мест и вакансий «Фестиваль профессий», организованной Кировским кадровым центром в Техникуме водного транспорта.

Мгинский детский сад поздравили с 60-летием

Мгинский детский сад поздравили с 60-летием

22 ноября 2024

22 ноября мгинский детский сад комбинированного вида №5 отметил свой 60-летний юбилей.

Юным участникам дорожного движения разъяснили правила поведения на дороге

Юным участникам дорожного движения разъяснили правила поведения на дороге

22 ноября 2024

Сотрудники отдела Госавтоинспекции ОМВД России по Кировскому району ЛО совместно с сотрудниками ОУУП и ПДН ОМВД России по Кировскому району ЛО в рамках профилактических мероприятий «Пешеход. Пешеходный переход» провели профилактическую беседу с юными участниками дорожного движения.

Первой отрадненской школе - 65 лет!

Первой отрадненской школе - 65 лет!

22 ноября 2024

Сегодня, 22 ноября, в Отрадненской школе № 3 состоялось яркое событие - образовательное учреждение отметило 65-летний юбилей.