Газета "Ладога"
21
МАЯ
2018
ПОНЕДЕЛЬНИК

КАЛЕЙДОСКОП

Богатеть Богом! - 20.01.2018

Только что прошли великие праздники – Рождество Христово, Крещение Господне… Эти двунадесятые праздники – неизбывная радость для всех верующих людей. Да и не совсем верующие нынче с удовольствием отмечают праздник Рождества Христова (к тому же этот календарный день у нас в России – нерабочий). И на Крещение не только верующие люди с удовольствием окунаются в прорубь, чтобы не только поправить свое здоровье, но и принести свою малую жертву Богу.

Желающих окунуться в проруби – всегда предостаточно! А уж в Крещение в Шумском храме была отслужена праздничная литургия с освящением воды. Сельчан пришло много и каждый желающий смог в этот день взять с собой крещенской водицы.

Сказка – ложь, да в ней намёк…

 Настоятель храма отец Алексей Луковский с улыбкой рассказывает о местной легенде. Покровская церковь п. Шум стоит на Старо-Ладожском тракте. Когда-то по этому тракту шли Пётр Великий и Александр Меншиков. Шли-шли, притомились, решили чайку попить. И в деревне Пейчала (ранее – Пейчола) пили чай. Аппетит приходит во время еды, после чая захотелось им поесть по-настоящему. В деревне Пиргора (ранее – Пильгола) закатили они пир горой. Такой пир, что до села Саря доносился шум. С тех пор это село и переименовали в Шум. А в другой деревне слышали звон и вой бокалов. Теперь эта деревня так и называется – Войбокало.

А вот сущая правда

 Это, конечно, шутка, как считает отец Алексий Луковский, настоятель Покровского храма в селе Шум Кировского благочиния. А вот сущая правда: – В 1701 году в начале Северной войны в селе Саря (нынешний Шум) 400 новгородских и ладожских стрельцов держали осаду пятитысячного шведского войска. Помощи стрельцам ждать было неоткуда. Двенадцать дней они здесь сидели, одиннадцать шведских атак отразили. Как написано: «явление было честного креста ладожскому стрельцу Иоанну Васильеву. Исшед бо к нему некий муж, благословляя его крестом, и велел сказать начальным людям и всем ратным без боязни сидеть, и крест велел им взять в горницы, и с собою вынести из засады, и поставить в церкви, и тот крест вынесен». То есть некий святой явился к стрельцу Ивану, вручил ему крест и благословил безбоязненно выходить из окружения. И спаслись наши воины, все четыреста. И это не сказка. Ведь чудесный крест, полученный из рук святого, до самой революции хранился в Старой Ладоге, в Климентьевской церкви. Там же можно было прочесть и тот рассказ. Так что это чистая правда. Все архивы, посвящённые истории Шумского прихода, сохранились. Вот, например, в архивах можно прочитать, что в 1738 году здесь жил священник Антоний, матушка его Евдокия-просфорница, 63 года, да ещё псаломщик Иван Евстигнеев, 54 года, да жена его Елена, да дети Ваня и Маша, 6 и 14 лет. А помещик Пётр Мышецкий, друг несчастного царевича Алексея, сына Петра Великого? Он в 1721 году выстроил здесь деревянный храм, но помолиться толком не успел в нём: царевича арестовали, Мышецкого сослали на Север, где он устроил гарь, несогласный с анти- церковной и государственной политикой Петра Первого. Князь Петр Мышецкий со 100 своими домочадцами заперлись в деревянной избе и приняли огненное всесожжение. 100 человек погубил, как тогда принято было между староверами! Потом здесь, в шумских землях, жили помещики Ильины. Первые были выходцами из Тверской губернии. Афиноген и Анна строили каменную колокольню и свод храма. Позже жила в наших краях их потомок барыня Анна Алексеевна Ильина. О ней так говорят: кто в селе рожает – она бежит помогать и подарки богатые с собой прихватывает. Чуть где пожар – она бежит с иконой «Неопалимая Купина», обходит с ней вокруг горящего дома, поёт молитвы во весь голос – глядишь, пожар и потухнет. Она всегда жаловалась на больные ноги, а все службы выстаивала от и до. После отмены крепостного права количество прихожан в церкви резко возросло, так что пришлось расширять храм. Четыре хора в церкви было! И какие хоры! Шумский хор пережил революцию, пережил храм, стал со временем светским. В 1938 году был удостоен Сталинской премии. Выступал в Кремле.

История многовековая, интересная, и мы ещё расскажем более подробно о том времени…

Шумский храм сегодня

Сейчас шумская церковь – перестроенный под храм сельский магазин. Огромная заслуга батюшки Алексия Луковского, что он очень скрупулёзно ведёт летопись возрождения Покровского храма в Шуме. Листаешь фотоальбомы истории храма и диву даёшься: в 2001 году было сгоревшее здание магазина, а ныне вполне пристойный голубого (Богородичного!) цвета – храм. Первая Божественная литургия отцом Алексеем была здесь отслужена 4 марта 2007 года. А до этого времени боголюбивые сельчане собирались в старом ветхом здании и читали по воскресеньям акафист Покрову Богородицы. В Шумском храме долго не было настоятеля (хотя батюшки по командировке навещали приход), и когда приезжал тогдашний благочинный Кировского округа протоиерей Вячеслав Харинов прихожане обступали его и вопрошали: когда же в храме будет свой священник. На что благочинный отвечал им, что надо много молиться. И вымолить священника в свой храм. В таких случаях говорят: Бог услышал молитвы сельчан, и однажды отец Вячеслав Харинов привёз с собой отца Алексия, сказав, что «вот вам и настоятель».

Началась трудная жизнь. Начинать приходилось с нуля. Ни крыши толком не было, вместо обрешётки на крыше – штакетник в разные стороны торчал. Поддерживала матушка Татиана (жена отца Алексия), которая сразу же взялась за написание икон, ибо и по призванию, и по профессии она – иконописец.

Сам отец Алексий рассказал, что, когда впервые увидел это погорелое здание, хотелось заплакать, как говорил псалмопевец Давид:

«Внидоша воды до души моея»… Но по молитвам прихожан и батюшки с матушкой пришла и помощь Божья. Стали чудеса твориться. Однажды отец Алексий ходил вокруг храма и молился про себя, да не просто молился, а «ныл» перед Богом, что денег нет, крыша течёт, фундамент не доделан. А на другой день к храму привезли целый миксер бетона. Вот и фундамент подладили. И таких чудес было много за эти годы. Отец Алексий с матушкой Татианой привезли с Соловецкого монастыря частицы мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. И мощи эти, ещё не придя в Шум, совершили чудо: по молитвам Соловецких угодников Божиих дорогу в Шум начали ремонтировать! А ведь практически дороги в Шум не было. Невозможно было не только ездить, но и ходить. И никаких надежд на улучшение не было. И к прибытию мощей с Соловков – дорога была отремонтирована. Разве не чудо? А ещё отец Алексий рассказал, что изначально приход был Никольским. Почему же он стал Покровским? А потому, что в конце 18 века местная церковь сгорела, и на пепелище нашли не тронутую огнём икону Покрова Богородицы – она одна уцелела в пламени. На месте деревянного храма построили трехпрестольную церковь в камне и освятили ее в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Икона Покрова помещена в новом храме в киоте на правом клиросе. С тех пор не раз местные жители замечали, что Пречистая заботится о шумской земле. Достаточно вспомнить, что во время Великой Отечественной войны именно здесь немцы пытались закрыть второе кольцо блокады, но что-то им помешало – нескольких километров не хватило их частям, чтобы соединиться. Но на этом-то незанятом участке и стояла прежняя каменная Покровская церковь. Её в тех же боях разрушили артиллерийским огнём. А немцев она всё- таки не пустила. Храм рухнул, но Покров Матери Божией остался. Жаль, конечно, старой церкви. Теперь вот магазин стал храмом… – Но мы справляемся с трудностями, – говорит отец Алексий.

Будни храмовой жизни и праздники

Листая фотоальбомы, всматриваясь в знакомые лица прихожан, гостей, батюшка продолжает свой рассказ о приходе, о вере в Бога, о Промысле Божием.

Народу иногда в храм приходит немного, а те постоянные прихожане уже стареют, многие ходят через раз, некоторых дети привозят. А ведь бывали службы, когда в храме 2-3 человека стоят (сидят) и все равно служим, молимся Богу! Не просто собрать и «отогреть» Приход. Сколько лет вытравливали из русского человека религиозные чувства. Теперь пожинаем плоды: «Сказал безумец в сердце своем – нет Бога. Растлился и омерзился при начале дел своих» (13 и 52 Псалмы)

– Душа человека ведь по своей природе христианка, – продолжает свой рассказ отец Алексий, – она стремится к Богу. Да, у нас есть механизм, который доказывает нашу причастность к Божественной любви. У нас есть совесть, голос Божий звучит в нас независимо от того, верует человек или нет. Совесть есть всё равно, и её механизм включается. Это самое важное доказательство, что Бог есть. А настоящая вера – та степень доверия Богу, когда человек не сомневается не только в том, что Бог есть, но и в том, что есть Промысел Божий.

В Бога верил с детства

Батюшка Алексий с такой любовью рассказывал о Боге, о своих прихожанах, что чувствовалось, несмотря на молодость настоятеля, что в душе его многое и давно пережито. Что касается религиозных чувств. Именно так и оказалось. Семья Алексея была религиозной, верующей, но в те советские времена не очень-то приветствовалось такое положение вещей. Если сказать мягко. Прадед Алексея в своё время учился в Пензенской духовной семинарии, сносно играл на скрипке и преподавал историю в средней школе. Кроме всего прочего прадед вёл театральный кружок. Разносторонняя личность! И в их семье хранилась Библия в кожаном переплёте 1867 года издания. И когда маленький Алексей бывал в доме у прабабушки, то «заманчивая» книга его интересовала всё больше и больше. И бабушку Ольгу он часто спрашивал про Евангелие, видя, как бабуля с трепетом перелистывает страницы «кожаного чемоданчика» на непонятном для него церковно-славянском языке. Алексей интересовался, на что получал ответ: «Погоди, внучек, придёт время, сам будешь её читать». Это был 1987 год. Спустя годы, учась в 9 классе, Алексей уже после смерти прабабушки Ольги взял Священное Писание в руки. Читал его дома в перерыве между подготовкой домашнего задания к школе. Начал ходить в храм, помогать местному батюшке за богослужением. Конечно, это не прошло мимо взглядов педагогов. Пытались мальчишку образумить, вели бесконечные беседы с мамой Валентиной про сына, которой чуть ли не в «монастырь ушёл». Только ленивый не высказывал своего негативного отношения к вере её сына. Говорили, что сына плохо воспитала, раз он о Боге думает. Однако, Алексей учился на отлично, поэтому вроде и не за что было мальчишку наказывать.

Много испытаний выпало на долю юного мыслящего не по-советски юноши. И когда одноклассник Алексея погиб в автокатастрофе, юноша очень серьёзно задумался о смысле жизни. Зачем же жить, если всё равно придёт смерть? Ответы он находил в духовных книгах, в Библии, и всё ревностнее относился к вере в Божий Промысел.

 Он рано понял, что свобода выбора, свобода воли нашей – может сыграть очень негативную роль в жизни каждого человека. Ведь многим кажется, что свобода – это вседозволенность, при которой человек обязательно впадёт в грех, обязательно станет рабом греха. А быть порабощённым грехом очень нетрудно: плыви по течению и приплывёшь куда-нибудь… туда, где лучше бы не оказываться.

Когда-то в раннем детстве Алексей мечтал построить храм и ревностно послужить перед Богом в жизни, хотя о священническом поприще не мог и помыслить. Настолько ответственным представлялось ему это служение Богу и людям. Прошли годы обучения в Духовной семинарии, Санкт-Петербургской Православной Духовной академии, и юношеские святые мечты осуществились.

Еще в годы обучения в Духовной академии однокурсником Алексея был священник Вячеслав Харинов, будущий благочинный Кировского округа  Санкт- Петербургской Епархии. Он-то и напутствовал Алексея принять храм в Шуме.

Здесь, в Шуме, встретил хороших людей, на кого можно было опереться, и стали создавать общину. Кроме всего прочего пришлось засучить рукава и… воссоздавать Покровский храм. Заново. С Божьей помощью. Все иконы в храме написаны матушкой Татияной, женой отца Алексия. Она профессиональный иконописец. Есть и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, и Святителя Николая Чудотворца, и Казанский образ Пресвятой Богородицы, икона великомученика Георгия – наполняется храм не только утварью, но и людьми Божьими. Это радует настоятеля.

В нынешнее неоднозначное время даже в таком небольшом селе как Шум были и алкоголики, и наркоманы. А это всегда беда. Молодые совсем люди безвременно уходили из жизни. Страдают ведь близкие люди. Родителям, которые потеряли детей от такой беды, все прихожане старались помогать, сострадать горю родителей и близких. Но… зачастую, только большая скорбь, беда приводят человека к Богу. Человек не видит другого выхода и открывает для себя Божью любовь. Но когда боль или беда уходят, человек опять возвращается на путь греха или к прежней жизни без Бога, без Церкви и без Святого Причастия. Это печалит отца Алексея.

В этом Покровском храме всегда есть дети, для них в церковные праздники устраиваются целые спектакли. Но детей в храм должны привести их родители и быть рядом с ними, тогда и не будет больших скорбей и печалей, когда они начнут подрастать и видеть в окружающем их мире не только розы, но и шипы. Но дети уже смогут различать плохое и хорошее, а главное – справляться с какими-то недугами душевными, непониманиями в семье, школе.

Как считает отец Алексий, много бед идёт от гордости. Надо понимать, что гордость – это грех, который может погубить человека. Потому он и называется смертельным грехом. Ибо человек пытается строить свою жизнь, своё общение с другими, с миром духовным в том числе, рассчитывая только на свои силы, на свой очень ограниченный разум. И здесь опасность в том, что человек за истину примет какую-то заведомую ложь, обман. А таких людей вокруг массы, кто предлагает нам различные нехристианские учения и всякого рода мистические восточные направления. Они, возможно, и интересны (развлекают наше самолюбие и питают гордыню), но в плане спасения не только бесполезны, но и губительны.

Иногда кто-нибудь из знакомых уколет в сердце, мол, напрасно ты трудишься, отец Алексий, храм тебе в этих безбожных местах не построить, последние бабушки умрут – некому Слово Божие проповедовать будет. С этим категорично не согласен отец Алексий.

Есть такая христианская притча. Во время прилива волнами вынесло на берег множество морских звёзд. Но вот волны схлынули, а звёзды остались лежать на песке, постепенно погибая от палящих солнечных лучей. Маленькая девочка увидела это и побежала к морским звёздам. Она брала каждую в руки и бросала её в море. За всем этим скептически наблюдал серьёзный взрослый человек. «Брось это пустое дело! – сказал он девочке. – Их тут тысячи! Ты всё равно не сможешь спасти их все». «Пусть не смогу, – ответила девочка и посмотрела на трепетавшую в её руке морскую красавицу. – Но я спасу хотя бы эту звезду».

На прощанье отец Алексий сказал: «Мы продолжаем обустраивать наш любимый Покровский храм и созидать общину Прихода в с. Шуме, способную деятельно заботиться о воспитании юных христиан, любящих Россию, знающих свою многовековую историю и многонациональную культуру».

Галина ЛОГИНОВА

Фото из архива храма

Фотогалерея











Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

ВСЕ НОВОСТИ


Все новости дня

ПОГОДА

Яндекс.Погода

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


Забыли пароль
Зарегистрироваться

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Учредители: УМП «Издательский дом «Ладога», администрация МО Кировский район ЛО, Комитет по печати и связям с общественностью ЛО.
Главный редактор: Филимонова Яна Александровна.
Тел./факс - 8 (81362) 21-295; e-mail: gazeta_ladoga@mail.ru
Для детей старше 12 лет

© 2000-2018 Ладога.РУ
При использовании материалов гиперссылка обязательна