В свободную минутку… посетите выставку!
Я, наверное, не открою Америки, если скажу, что выставка работ знаменитого
художника Модильяни в Санкт-Петербурге – это событие. Событие первую очередь для нас. На экспозиции представлено уникальное собрание картин, написанных в первой половине прошлого столетия мастерами Парижской школы. Полотна именитых живописцев Монпарнаса из коллекций
Йонаса Неттера представил зрителям Музей Фаберже. Да-да, выставку художников Парижской школы первой трети ХХ века «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» организовал Музей Фаберже, который ранее познакомил нас с произведениями Фриды Кало и Сальвадора Дали. Я тоже посетила эти выставки. В то время.
Этот праздник прежде всего… для нас!
Директор музея Фаберже Владимир Воронченко отметил, «что выставка Модильяни в Санкт-Петербурге – одна из немногих возможностей для российской публики увидеть его картины в оригинале. Мы не очень знакомы с творчеством Амадео Модильяни. В нашей стране Модильяни практически нет – всего два рисунка в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и рисунок с портретом Ахматовой в Фонтанном доме».
О ценности привезенной в Санкт-Петербург коллекции говорит ее страховая стоимость, которая, по словам Воронченко, «немного не дотягивает до 1 миллиарда долларов».
Впервые в России демонстрируется уникальная коллекция живописи ведущих художников Парижской школы первой трети ХХ века, собранная предпринимателем Йонасом Неттером.
На выставке представлены самые громкие имена и показаны главные жемчужины из коллекции Неттера: живопись Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других известных мастеров.
Париж. Монпарнас. Мы там бывали
Когда я путешествовала по Франции, то будучи в Париже, конечно же, мы гуляли по Монмартру. Этот район Парижа нельзя сравнить ни с чем. Особая атмосфера, не похожая ни на что. Художники сидят повсюду и рисуют, рисуют, рисуют…
Монпарнас – квартал Парижа, ставший центром его артистической, интеллектуальной и светской жизни еще до начала Первой мировой войны. Свою неповторимую атмосферу Монпарнас сохранил вплоть до начала Второй мировой войны. Неотъемлемой чертой Парижа тех лет был интернационализм – художники, писатели, политики и бизнесмены со всего мира съезжались туда. И многие оставались там жить.
Монпарнас был настоящим местом паломничества. В 1910-х годах завсегдатаями его многочисленных кафе были лидеры и идеологи европейского модернизма. Художники не случайно облюбовали Монпарнас. В те годы это был по-деревенски уютный, тихий район, где можно было за копейки снять для работы крохотную мастерскую, а с высокого парижского холма можно было увидеть весь город как на ладони.
Илья Эренбург (русский писатель, поэт, публицист, общественный деятель) писал о знаменитом кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас: «С самого утра за четырьмя или пятью столами в жаркой, душной, прокуренной задней комнате сидели русские, испанцы, латиноамериканцы, скандинавы, люди со всех концов земли, предельно нищие, невесть во что вырядившиеся, оголодавшие, и говорили о живописи, декламировали стихи, обсуждали способы раздобыть пять франков, спорили и примирялись».
Новая культура модернизма сделала искусство более востребованным и популярным, породила в центре Парижа атмосферу невиданной, безграничной свободы.
И, тем не менее, богемная жизнь тех лет была безоблачной и беззаботной далеко не для всех ее участников. Молодые художники – Модильяни, Сутин, Утрилло и многие другие – жили в бедности, а их картины воспринимались публикой как скандальные и практически не покупались. Друзья Модильяни называли его «Моди» не только из-за фамилии, но и из-за созвучия прилагательному «проклятый». Это прозвище закрепилось за ним и художниками его круга, чья жизнь была полна лишений и неудач.
Огромную роль в судьбе этих художников сыграл первый постоянный покупатель их работ, предприниматель и любитель искусства Йонас Неттер. Он начал собирать свою коллекцию благодаря встрече с торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским, с которым познакомился в Париже в 1915 году. Зборовский начал работать на Неттера – общаться с художниками, собирать, выменивать и перепродавать их произведения. Он заключал соглашения с художниками, платил им жалованье, давал деньги на аренду мастерских, закупку красок и прочие расходы.
В 1915 году Неттер и Зборовский заключили контракт с Модильяни, согласно которому они платили художнику 300 франков в месяц, за что получали все созданные им полотна.
Их картины стали доступными для нас
К 1917 году ежемесячная сумма, выплачиваемая Модильяни, выросла до 500, а в 1919 – до 1000 франков. Аналогичные соглашения у Неттера и Зборовского существовали с Сутиным и Утрилло. Так возник спрос на художников Парижской школы и сформировался новый сегмент арт-рынка.
Йонас Неттер скончался в 1946 году, оставив своей семье бесценную коллекцию работ художников, которые сегодня признаны важнейшими мастерами искусства ХХ века.
Коллекция Неттера более 70 лет была недоступна для широкого зрителя, и только в последние годы ее стали
показывать в Европе.
Шедевры коллекции. История любви
Амадео унаследовал не только красоту матери, но и ее неукротимую тягу к духовной свободе и творчеству. Он получил блестящее домашнее образование и свободно владел несколькими европейскими языками. Внимательная и обожающая Амадео мать заметила увлечение сына живописью.
Художник пишет только портреты и обнаженную натуру. «Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», – пишет Моди. У Модильяни всегда была обостренная чуткость к чужому страданию, и невероятной нежностью, любовью и грустью полны его картины.
«Творить как Бог, владеть как король, работать как невольник», – говорил он, заполняя свои тетради бесчисленными рисунками. О покое и гармонии работ Модильяни пишут все исследователи его творчества, но мало кто знает, какой ценой достигалась эта гармония.
Шедеврами коллекции несомненно являются пронзительные и утонченные портреты, созданные Амадео Модильяни в последние годы его недолгой жизни. Среди них два портрета его музы – Жанны Эбютерн. Художник познакомился с ней во время карнавала в марте 1917 года. Жанне было 19 лет. Она была студенткой частной художественной школы. Несмотря на недовольство родителей и пагубные пристрастия Модильяни к алкоголю, Жанна вскоре стала жить с художником и родила ему дочь.
Модильяни создал более 20 портретов Жанны.
История любви Жанны и Модильяни, запечатленная в созданных им портретах, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве ХХ века. Жанна разделила с Моди все невзгоды и покончила с собой на следующий день после его смерти 24 января 1920 года.
Другая живопись на выставке
На выставке в музее Фаберже есть замечательная подборка картин близкого друга Модильяни – выходца из России Хаима Сутина.
Подобно своему другу, Сутин жил и творил в бедности и был известен как человек болезненный и гиперчувствительный. Свой мятущийся характер художник в полной мере воплотил в живописи, создав собственную разновидность экспрессионизма.
В коллекции Неттера представлены все жанры, в которых работал Сутин: портреты, натюрморты, городские и сельские пейзажи.
Живопись Мориса Утрилло представлена целой серией пейзажей, относящихся к лучшему – «белому» – периоду его творчества. Первые уроки живописи Утрилло получил от своей матери-художницы, а в молодости любимой натурщицы Ренуара – Сюзанны Валадон. Ее работы вы также увидите на выставке. Есть на выставке и картины, насыщенные по цвету, Моисея Кислинга. Среди них – портрет Йонаса Неттера. Его с Кислингом связывала дружба. И это неудивительно. Кислинг был истинной душой Монпарнаса, человеком, излучавшим, по свидетельству современников, «энергию, в которой смешивались жизненность, любовь, сексуальность и творчество».
Всего на выставке представлено более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йонаса Неттера.
Кстати
Выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» рекомендована для посетителей от 16 лет. Выставка работает в Музее Фаберже с 25 ноября 2017 года по 25 марта 2018 года.
«Мы хотим, чтобы все наши выставки были привлекательными, поэтому делаем то, что не делает практически никто – мы очень тяжело и долго работаем со светом. На каждую картину мы тратим десятки часов», – так говорит об особенностях выставки директор музея Владимир Воронченко.
Картины, действительно, выглядят необычно, благодаря точечной подсветке. Они будто светятся изнутри в зале с приглушенным светом.
Пожалуйста, если у вас будет время, то порадуйте себя и сходите на выставку. Вы получите истинное удовольствие. Я лишь вам напомню, что Музей Фаберже находится на набережной Фонтанки, 21. Работает он без выходных с 10:00 до 20:45. Билеты можно приобрести заранее на сайте музея.
Ника ТИНСКАЯ
Рекомендуемые новости
Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда
27 марта 2024В деревне Зайцево у Мемориала «В память о мирных жителях СССР – жертвах нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» презентовали памятник «Детям-жертвам войны на Донбассе». Проект организован при поддержке Ленинградского регионального исполнительного комитета Партии.
«Единая Россия» начала приём заявок на предварительное голосование
26 марта 2024В этом году процедуре отбора кандидатов – 15 лет
Сергей Бебенин поздравил работников культуры Ленобласти с профессиональным праздником
26 марта 202425 марта отмечается День работника культуры. Первый заместитель Секретаря регионального отделения Партии Сергей Бебенин поздравил с праздником всех причастных:
Владимир Путин: Террористов, нелюдей ждет только возмездие и забвение, будущего у них нет
26 марта 2024Владимир Путин един с народом в скорби по погибшим и чувстве единения в трудные минуты. Произошедшее в Московской области – удар для всей страны. Президент чувствует острую боль народа и скорбит вместе с ним. 24 марта по решению Владимира Путина станет днём общенационального траура. Путин отдельно выразил чувство гордости, уважения и восхищения простыми людьми, откликнувшимися на трагедию и проявившими свои лучшие качества. Граждане организуют стихийные мемориалы, поддерживают друг друга, стараются помочь пострадавшим, сдавая кровь и жертвуя средства медицинским организациям. Медики, спасатели, сотрудники спецподразделений и рядовые граждане, оказавшиеся на месте трагедии, героически и самоотверженно спасали людей, несмотря на угрозу своей жизни. Эти настоящие герои – образец мужества, профессионализма и соучастия для всей страны.
«Диктант Победы» пройдет на суше, в море и в небе
26 марта 2024Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны пройдёт 26 апреля.
Как найти свою книгу?
22 марта 202420 марта стартовал «Волшебный день чтения» в Ленинградской областной детской библиотеке. Сотрудники библиотеки города Отрадное вместе с ребятами отправились в увлекательное путешествие в мир книг.
Рабочая группа по СВО в очередном докладе Президенту предложила упростить для военнослужащих оформление ряда документов
22 марта 2024Рабочая группа по СВО направила доклад Президенту. В нём отражены предложения по новым дополнительным мерам поддержки участников спецоперации и их семей. А также рекомендации по повышению эффективности работы предприятий ВПК, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.
Невский ССЗ: знай наших!
22 марта 2024Редакция газеты «Ладога» в тесном сотрудничестве с пресс-службой Невского ССЗ (входит в АО «ОСК», базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш) завершает очередной цикл зарисовок о жителях Кировского района – заводчанах, которые трудятся на предприятии, продолжая славные традиции судостроителей. За большой личный вклад в выполнение производственной программы судостроения и достижение высоких производственных показателей эти люди попали на заводскую Доску почёта-2023.