Газета "Ладога"
15
ДЕКАБРЯ
2017
ПЯТНИЦА

ОБЩЕСТВО

Творец красивой и правильной речи - 13.11.2017

Помните этот эпизод из известного советского фильма «Карнавал»? Как бойко героиня картины Нина Соломатина читала эти строчки с лесными орехами за щекой. Помимо юмора он несёт в себе и поучительный момент. Научиться говорить правильно сложно, но можно. Проще всего начинать эту работу в детском возрасте. Так считают специалисты. С одним из них накануне Международного дня логопеда, который ежегодно отмечается 14 ноября, встретилась и редакция газеты «Ладога».

Речевых проблем у детей стало больше

Любовь Русакова – учитель-логопед в детском саду № 37 «Ягодка». Это её вторая педагогическая специальность. По первому образованию она учитель физики, астрономии и информатики. Оба диплома Любовь Владимировна получала в университете имени А.И. Герцена.

– Я пришла работать в детский сад воспитателем, – вспоминает учитель-логопед, – но вскоре поняла, что в душе я все-таки учитель. Сама я в детский сад не ходила, и, придя сюда работать, абсолютно не знала, что это такое. Со временем обосновалась и решила сменить род деятельности.

По словам Любови Русаковой, работать с детьми, у которых есть определённые проблемы с речью, – это двойной труд. Взаимодействие с дошкольниками всегда происходит с привлечением родителей, и контакт необходимо наладить не только с ребёнком, но и со всеми членами семьи. К тому же, с каждым годом речевых проблем у дошкольников становится всё больше.

Если раньше в логопедическую группу направляли три человека из групп общей направленности, то сейчас детей с речевыми дефектами – больше половины. Известно, что это напрямую зависит и от экологии современного мира, и от тех вредных продуктов, которые мы употребляем в пищу, – всё это оказывает пагубное влияние, начиная с внутриутробного развития, во время беременности мамы, а также во время родов и в первый год жизни младенца. Также немаловажную роль играют неблагоприятные социально-бытовые условия жизни, психологические травмы и соматическая ослабленность у ребёнка (прим. соматическая ослабленность – это состояние здоровья ребёнка, характеризующееся ослаблением адаптационных процессов, возникших в результате хронических и частых заболеваний). Недаром говорят: «Что вложено в дитя с рождения, останется с ним на всю жизнь».

Дома и стены лечат

Специалист считает, что работу по коррекции речи ребёнка нужно проводить, в первую очередь, в семье, где он проводит большую часть своего времени. Когда с малышом занимаются, это видно сразу. Динамика уже через пару месяцев просматривается положительная.

К сожалению, врачи не всегда акцентируют внимание родителей на определённые симптомы, которые в дальнейшем могут перерасти в проблему. Тот же поставленный неврологом диагноз перинатальная энцефалопатия (прим. перинатальная энцефалопатия – это собирательный термин, включающий различные невоспалительные поражения тканевых структур головного мозга, с развитием дисфункционального состояния), а также замеченные родителями кривошея (прим. кривошея – это заболевание, вызванное изменением мягких тканей, скелета и нервов шеи, выраженное наклоном положения головы с поворотом её в противоположную сторону), ходьба на носочках в раннем возрасте и другие отклонения. Это всего лишь малая часть тех симптомов, которые должны насторожить родителей.

Развивай, но проверяй

Что касается современных норм в детской логопедии, то они часто меняются в зависимости от результатов исследований в этой области. Сегодня требования несколько снижены, то есть ребёнок может заговорить и после двух лет, и даже позже. Если проблем как таковых нет, а хочется, чтобы кроха заговорил раньше, уже с раннего возраста можно начинать заниматься с ним самостоятельно. Здесь совет простой. Больше общаться с ним, играть, читать книжки. Главная задача мамы и папы – научить ребёнка свободно выражать свои мысли, общаться с людьми, просить о помощи, если требуется. В общем, ввести ребёнка в мир взрослых.

– Не стоит обращать внимания на других детей в своём окружении. Каждый ребёнок индивидуален. Однако присмотреться к своему собственному – лишним не будет. Если вы видите, что ваш малыш не говорит и в два, и в три года, стоит задуматься. И, в первую очередь, обследовать его на физическое здоровье, а уже после подумать о занятиях, стимулирующих речевые процессы.

Логопеды очень осторожно относятся к любой обучающей литературе. Среди некоторых зачастую встречаются экземпляры весьма сомнительного качества. То буквы написаны неправильно, то дана некорректная информация. В общем, ребёнок только запутается, открыв такую книжку. «Выбирать развивающие методики для своего ребёнка следует более тщательно, – советует специалист, – обращая внимание не на красивые картинки, а на качество обучающего материала».

В любом случае уже в конце средней группы детского сада штатные специалисты проверяют дошкольника на наличие или отсутствие тех или иных проблем. Всех детей в обязательном порядке обследует и логопед, который по необходимости направляет на комиссию в центр диагностики и консультирования, где и определяется дальнейший образовательный маршрут ребёнка. Любовь Русакова советует родителям не переживать по этому поводу. Так или иначе, все эти мероприятия направлены на положительный исход. Из подготовительной группы, все дети, как правило, выходят читающие и готовые к школьному обучению.

Дышите – не дышите

В своей деятельности логопеды активно используют не только традиционные формы обучения, но и инновационные. Помимо интерактивных систем, которыми активно пользуются не только логопеды, но и другие специалисты уже довольно давно, в «Ягодке» есть и новинки. В прошлом году для логопедических занятий был приобретён прибор «БОС-Логопед» (прибор биологической обратной связи). Он направлен на постановку правильного диафрагмального дыхания, длительного речевого выдоха, а также формирование плавной, интонированной речи.

Во время дыхания и производства звуков, – рассказывает Любовь Владимировна о работе прибора, – аппарат получает информацию от наших органов и преобразует её в доступную видимую форму, понятную даже ребёнку. На экране он видит ту или иную картинку (столбик или закрашивание), которая позволяет ребенку контролировать правильность дыхания. В конце терапии выставляются баллы. Мне лично прибор ни разу ещё не поставил пятёрку. Это потому, что взрослому научиться «правильно» дышать гораздо сложнее, чем ребёнку.

Любовь Русакова свою работу, безусловно, любит. Она уверена, что в своё время сделала правильный выбор: «Любая профессиональная деятельность должна приносить удовольствие. Если ты угадал с выбором, то с опытом всё придёт – и терпение, и творческий подход, и удовлетворение от проделанной работы».

Юлия ТЕТАРСКАЯ

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
СОБЫТИЕ

Лучшие добровольцы России — из Ленинградской области

06.12.2017
Ленинградские волонтеры стали победителями Всероссийского конкурса «Доброволец России 2017».

ВСЕ НОВОСТИ


Все новости дня

ПОГОДА

Яндекс.Погода

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


Забыли пароль
Зарегистрироваться

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

© 2000-2016 Ладога.РУ
При использовании материалов гиперссылка обязательна
© Designed: CtorStudio