Газета "Ладога"
24
СЕНТЯБРЯ
2017
ВОСКРЕСЕНЬЕ

47-Й РЕГИОН

Каналы – лицо Шлиссельбурга - 25.07.2017

В последние годы каналы – объект разговоров практически каждого жителя Шлиссельбурга. Все говорят о том, как этот гидротехнический памятник важен, волнуются за его состояние. В этой статье мы решили напомнить о том, почему каналы являются памятником, и какие изменения им предстоит пережить.

Строительство Ладожского обходного канала началось в 1719 году. В связи со стремительным развитием Петербурга и незавершенной войной со Швецией молодая столица очень нуждалась в большом количестве стройматериала, продовольствия и оружия. Единственным доступным путем снабжения Петербурга был путь по рекам Волхов и Свирь, далее по Ладожскому озеру и Неве. Но Ладога обладала бурным нравом. Из-за постоянных штормов и мелководья каждый третий корабль терпел бедствие. Учитывая сложившуюся ситуацию, Петр I начал строительство Ладожского обходного канала. А воплотить в жизнь проект Петра Великого взялся генерал-майор Григорий Скорняков-Писарев. За три года подрядчику предстояло соорудить водную трассу длиной 110 километров и шириной 20-25 метров. Но уложиться в срок ему не удалось. За отведенное на строительство время команда Григория Скорнякова-Писарева вырыла лишь 8 километров Ладожского канала. Осенью 1723 года Петр I лично осмотрел результат работ подрядчика и был очень недоволен медленными темпами и многочисленными техническими нарушениями. В ходе разбирательств оказалось, что на протяжении четырех лет Григорий Скорняков-Писарев и его мастера «закапывали» деньги в землю. Причем закапывали в прямом смысле этого слова – нерадивые мастера рыли канал, раскидывая землю по берегам, при этом не укрепляя их. А ведь укрепление берегов составляет одну из главных частей работы при сооружении и реконструкции канала. Без искусственной поддержки, где грунт не особо крепок или покатость слишком плоска, со временем берега обмываются и обваливаются. Не проходило и года, как вырытый грунт вновь оседал на дно. Потому работы велись долго и практически безрезультатно.

Исправить ошибки недобросовестного подрядчика пришел генерал-лейтенант Бурхард-Христофор фон Миних. С первого дня Миних искал ответ − как же наполнить канал водой и сохранить ее постоянный уровень. После долгого изучения он понял, какие ошибки были допущены предыдущим подрядчиком. Оказывается, что Ладожское озеро каждые 7-8 лет меняет свой уровень. Этот факт не знали первые строители канала под руководством Григория Скорнякова-Писарева. Миних предложил усовершенствовать проект канала, учитывая периодические колебания воды в озере. Для того чтобы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского, были сооружены системы шлюзов. Но этого оказалось мало. Чтобы устранить зависимость судоходства от колебаний воды в озере окончательно, в ходе строительства и эксплуатации каналов было принято решение возвести регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выхода в Волхов и входа в Неву. А чтобы берега не размывало, и дно не мельчало, было предложено ввести внутреннюю систему укрепления берегов – местами крепить деревом, местами камнем. В итоге по всей длине канала в пять рядов был уложен двойной фашинник (пучки хвороста, стянутые через каждый метр проволокой и наполненные камнем), который набрасывали один на другой и покрывали тонким слоем земли. В последующие годы эта конструкция была упрочнена крупными булыжниками и сваями. Откосы берега было решено выстраивать из двух уступов, чтобы конструкция служила как можно дольше и требовала меньших затрат на реконструкцию при разрушении.

В 1731 году, после 12 лет строительства, работы были закончены – по каналам пустили первые барки с товарами и продуктами питания. Силами тысяч людей Петербург был сыт и доволен, а торговля, в честь которой Шлиссельбург и был назван «город-ключ», процветала как никогда раньше. Правда, из-за того, что Ладожский обходной канал был главной транспортной артерией того времени, на водной трассе стали часто образовываться «пробки». Для устранения транспортных заторов в 1806 году было построено второе русло Ладожского канала – Екатерининское (Малоневское). Правда, после окончания строительства прослужило оно недолго – когда построили первую железную дорогу, необходимость в водной трассе отпала. Отчасти поэтому сегодня Ладожский канал потерял свой вид – самый крупный рукотворный канал зарос травой и камышом, сильно загрязнен, дно заилено и практически не имеет проточного течения.

С инициативой восстановить культурное наследие выступили сенатор Дмитрий Василенко и  администрация Шлиссельбурга. Благую идею поддержал губернатор 47 региона Александр Дрозденко. В 2014 году под контролем администрации Шлиссельбурга были успешно проведены работы по переносу коммуникаций, пересекающих Староладожский и Малоневский каналы. В 2016 году из бюджета Ленинградской области были выделены средства на очистку полутора километров Малоневского канала. До конца года работы по расчистке канала от донных отложений были выполнены. На 2017 год запланированы работы по благоустройству Малоневского канала, восстановлению разрушенной части его откоса в районе КСК «Невский», а также очистке Староладожского канала.

Сегодня каналы Шлиссельбурга – уникальные гидротехнические сооружения, которые находятся под охраной ЮНЭСКО. И халатное отношение к ним просто недопустимо. Утратив каналы, мы потеряем свое лицо, свою уникальность в Кировском районе, потеряем свою историческую значимость. Не стоит забывать, что наши предки вложили в строительство каналов много сил, жизней, денег, что, безусловно, делает их памятником. Поэтому все мы должны беречь наше достояние: не бросать мусор в воду, не жарить шашлыки на шлюзах и не допускать их уничтожение.

Узнать больше о строительстве Ладожского обходного канала, его истории и эксплуатации можно в отчете Бурхарда Миниха в журнале «Сын Отечества», а также в книге «Шлиссельбург» историка и писателя А. С. Томилина и в книге А. И. Вересова «Канавка Ладожская», что хранятся в музее истории Шлиссельбурга. А тем, кто больше любит слушать, чем читать, о гидротехническом сооружении расскажут на экскурсии в этом музее.

 

Инф. Анны АРХИПОВОЙ

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

ВСЕ НОВОСТИ


Все новости дня

ПОГОДА

Яндекс.Погода

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


Забыли пароль
Зарегистрироваться

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

© 2000-2016 Ладога.РУ
При использовании материалов гиперссылка обязательна
© Designed: CtorStudio