Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Образование по-новому: проблемы или возможности?

Образование по-новому: проблемы или возможности?

Реформа образования и новые стандарты - самая актуальная и противоречивая тема этого года. Что привнесут грядущие изменения в наше общество и как отразятся на будущем страны? К сожалению, сегодня, когда до введения стандартов для начальной школы и для среднего профессионального образования осталось несколько месяцев, ответить однозначно на этот вопрос нельзя.

Больше всего родители опасаются, что после окончательного принятия реформы (с января 2012 года) за образование детей им придется платить. На эту мысль наводит и принятый Государственной Думой в третьем чтении  законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Формально проект закона лишь реорганизует финансирование и немного меняет правовой статус бюджетных учреждений, но его суть в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически, лишаясь при этом гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. Это предполагает, что обычные школы будут финансироваться лишь по числу учеников и в рамках гарантированного государством лимита образования. Каким будет этот лимит, станет известно лишь после его обсуждения, которое запланировано на ноябрь. Но сейчас люди со страхом обсуждают, что якобы бесплатными будут всего лишь 2 часа русского языка, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа основ православной культуры в неделю, а за остальные уроки родителям, возможно, придется платить. Чтобы уточнить, насколько обоснованы подобные рассуждения, наш корреспондент связался с Комитетом образования Кировского района, где сообщили, что никаких изменений в государственном финансировании базисного учебного плана сейчас не ожидается.

Открытым остается пока только вопрос финансирования внеурочной деятельности. Причем поскольку стандарт для начальной школы, который будет введен уже с первого сентября этого года, помимо 20-часовой нагрузки по учебным предметам, предполагает еще 10 часов внеурочной деятельности (для первого класса), то этот вопрос в настоящее время очень актуален.

Несмотря на то, что апробация новых стандартов проходила практически во всех регионах России, судя по отчетам специалистов, довольно успешно, много остается неясностей, сомнений и противоречий. Истинный смысл нововведений до конца не понимают ни родители, ни рядовые работники сферы образования. А как можно принять то, что непонятно? Прежде чем что-то внедрять, нужно все тщательно перепроверить и экспериментально исследовать. Поэтому с 2007 в Ленобласти началась апробация новых стандартов.

«Обкатка» новых федеральных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) прошла и в Кировском районе. Шесть школ в 2010 году решили принять участие в пилотном проекте по внедрению ФГОС. Педагоги некоторых школ, чьи классы участвовали в апробации нового стандарта, отмечают, что пока кроме дополнительной бумажной работы, особой новизны они не почувствовали. Может быть, потому, что в режиме инноваций эти школы работают давно, а внеурочную деятельность и до новых стандартов учителя начальной школы проводили активно.

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

 

4 мая в Кировском политехническом колледже прошло региональное совещание представителей Комитета общего и профессионального образования с руководителями учреждений среднего профобразования. На совещании был рассмотрен ряд вопросов, в том числе связанных с введением новых стандартов для профобразования. О том, как проходит подготовка к нововведениям, нашему корреспонденту рассказал начальник отдела профессионального образования Василий Панасюк.

 – Василий Петрович, прежде чем перейти к теме новых стандартов в образовании, хотелось бы узнать: почему именно Кировский политехнический колледж выбран для проведения данного совещания?

            – Мы сейчас внедряем новый организационный подход – проводить совещания в учреждениях, чтобы показать их достижения. Таким образом, появляется возможность провести экскурсию по классам, лабораториям, мастерским. Кировскому колледжу есть что показать – наработки, связанные с инфраструктурой, коммуникационными технологиями. Здесь установлены станки с числовым программным управлением, с моделированием металлообработки, здесь хорошие давние традиции подготовки рабочих кадров. Колледж прогрессирует, мы на него возлагаем большие надежды.

    – Расскажите, пожалуйста, как будут вводиться стандарты в учреждениях среднего профессионального образования.

            – В течение 2009-2010 года разработаны ФГОС для профессий и специальностей начального и среднего специального образования. С 1 сентября текущего года официально мы обязаны перейти на обучение программам в соответствии с ФГОС 3-го поколения. С сентября 2010 года мы занялись регулярной подготовкой по переходу на новые стандарты. Проводили на базе Ленинградского областного института развития образования обучение разработчиков профессиональных основных образовательных программ, обучили (и вскоре состоится выпуск) специалистов, которые будут проводить экспертизу основных образовательных программ третьего поколения.

  –В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

 – Предполагается построение образовательного процесса на компетентностной основе (обучение в совокупности – прим. автора). Если раньше построение образовательного процесса строилось на монодисциплинарном принципе, то сейчас – на полидисциплинарном. То есть формируется общеобразовательный блок, ряд профессиональных модулей, в которых задействованы до трех, пяти и даже до десяти дисциплин. Модуль – это относительно законченный цикл дисциплин, связанных между собой по содержанию. На совещании мы отметили учреждения, которые по тем профессиям, специальностям, которые будут набираться с первого сентября, уже разработали программы, подали заявки на лицензирование и на прохождение экспертизы программ.

– В школе стандарты будут вводиться постепенно, ступенчато. Не произойдет ли нарушение преемственности оттого, что в учреждениях среднего профобразования стандарты вводятся сразу, не дожидаясь, когда школа пройдет все ступени?

– Что касается стандартов профессионального образования, то здесь содержание диктуют потребности производства и работодателей. Во главу угла поставлены их запросы, потребности. Разработчики ФГОС подключали к этой работе представителей работодателей и профессиональных групп. За любой профессией, специальностью, за любым стандартом стоят потребности современного производства, современных технологий, техники.

Проблема, скорее, не в стандартах, а в том, как проектируется образовательная программа. В стандарте, который формирует минимум содержания, невозможно все прописать, поэтому каждое учреждение разрабатывает свою программу, и по закону об образовании оно отвечает за эту программу. Стандарт важен, но он выполняет скорее роль унификации и обеспечения единства содержания.

– Хватает ли педагогов для преподавания спецдисциплин?

– Проблема существует. Особенно на этапе разработки новых профессий и специальностей. Мало разработать новый учебный план, программы, нужны еще люди, которые бы качественно организовали учебный процесс, для этого надо быть профессионалом в этой области. Действительно, мы сталкиваемся с этой проблемой. Где-то нарушена преемственность инженерно-педагогических кадров, где-то не хватает мастеров производственного обучения из-за того, что в промышленности заработная плата выше, чем в образовании.

На совещении мы говорили о целевой долгосрочной программе развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы, где один из важных вопросов – привлечение молодых производственников к работе в качестве преподавателей спецдисциплин в учреждениях профобразования. Создан специальный грант, и какое-то число молодых специалистов, имеющих склонность к педагогической деятельности, мы попробуем за счет этого гранта привлечь.

Как обучающиеся будут проходить производственную практику?

– Сейчас готовится постановление правительства ЛО, в соответствии с которым предприятие, организующее производственную практику, будет претендовать на получение субсидии из областного бюджета на возмещение затрат, связанных с работой мастеров-наставников, с амортизацией основных средств. Это будут предприятия инновационного сектора и предприятия АПК.

Сложно, но интересно

 

Пока многие относятся к новым стандартам настороженно, в Кировской прогимназии уже год отработали с ними на практике. В целом результатом довольны. О том, как работалось в режиме пилотной площадки мы попросили рассказать директора Марину Ганееву.

 

- Марина Рафаиловна, как отразился переход на ФГОС на первоклассниках?

 - Для учеников первых классов прогимназии, которые с первого сентября обучаются по новому стандарту, год был насыщенным и очень интересным.

Во главу угла мы поставили задачу укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся по 35 минут, проводится динамический час. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.

Новый стандарт позволяет органично совмещать учебную и внеурочную деятельность.   

            Мы выстроили модель внеурочной деятельности, которая востребована детьми и их родителями. Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. В начале сентября был проведен мониторинг родительских предпочтений. Мы определили основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, а также общественно-полезная и проектная деятельность.

            Нововведения – это проектная деятельность, которой дети занимаются уже с первого класса. Они показали потрясающие результаты на общественной защите своих проектов. Огромным помощником родителям служит интернет-ресурс «Dnevnik.ru». Если откроете портал первых классов, вы увидите, насколько тщательно учителя, дети, родители работают с дневником. Можно увидеть каждую работу, сделанную ребенком, гости могут проголосовать за понравившийся проект.

            «Внеурочка» состоит из нескольких частей: из деятельности внутри школы и вне её. Мы очень серьезно провели подготовительную работу, сделали буклет, где рассказали, какие дополнительные  курсы мы предполагаем. Прописали название программ, кто ведет, указали самое главное – какова цель этого курса, каков его результат, и сколько часов потребуется на его выполнение.  Используя эти данные, родители выстраивали индивидуальный маршрут внеурочной деятельности для своего ребенка, и получалось, что у ребенка недельная загруженность дополнительным образованием была от 4 до 12 часов.

- Не тяжела ли ребенку такая нагрузка?

- Здесь ничего страшного нет. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Так, вот у тех детей, кто занимается в музыкальной школе, получился перебор, но решение в увеличении количества дополнительных часов принимали родители.

- Достаточно ли времени будет оставаться у детей на отработку навыков письма, чтения?

- Существует примерная учебная программа, утверждённая Министерством Просвещения РФ. На её основе учитель сам создает рабочую программу по предмету, имеет право внести в нее изменения (но не более чем на 20%) на основе того, что знают дети. Педагог имеет право сократить или увеличить количество часов по теме. Обязательно прописываются новые образовательные результаты, которыми овладеют все дети: личностные, предметные и метапредметные (то есть связанные с применением полученных навыков в реальной жизни – прим. автора). Программа утверждается экспертным советом на уровне школы и становится документом, обязательным к исполнению.

            В помощь учителю мы приобрели современные средства обучения. К примеру, в специально оборудованном кабинете начальной школы есть мультимедийная доска. Достаточно нажать на кнопку, и компьютер показывает, как писать букву «а». Ребенок может подойти и вместе с ним пальчиком написать: моторика, зрительная память работает,  и еще в тетрадке напишет, да еще и прокомментирует. Это очень интересно.

 

- Как решаете кадровую проблему?

            - В реализации новых стандартов очень велика роль учителя. Гимназия полностью укомплектована педагогическими кадрами. В старшей школе в этом году работают два молодых специалиста - учитель географии и учитель физической культуры. На уровне гимназии мы выработали программу поддержки молодых специалистов – единовременно выплачиваем 12 тысяч. И государство их не забывает – 15 тысяч в первый год, 56 - на второй год. В сентябре этого года ждем учителя английского языка, нашу выпускницу. Она проходила у нас педагогическую практику.

 

- Что позволяет вам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта?

- В педагогическом процессе мы имеем дело с ситуацией, подобнойи описанной Гиппократом: «Нас трое: я (учитель), ребенок и родители. Мы все заинтересованы в позитивном решении проблем детей. И мы все трое должны объединить свои усилия и направить их на решение этих проблем. Тогда и возникнет не противостояние сторон, а их взаимодействие в достижении единого результата».

ЛЕНОБЛАСТЬ – ПИЛОТНАЯ ПЛОЩАДКА

 

В Ленинградской области эксперимент по введению федеральных образовательных стандартов (ФГОС) идет с 2007 года. Наш регион принимает активное участие в координационном совете по новым стандартам. В конце апреля именно Ленинобласть стала местом проведения Всероссийского семинара-совещания региональных координаторов по введению новых стандартов общего образования.

 

Открывали совещание заместитель Министра образования и науки РФ Максим Дулин и вице-губернатор Ленинградской области Олег Уткин. Олег Уткин отметил, что 47-му региону есть о чем рассказать, и что показать по этому вопросу. Поскольку ЛО – одна из пилотных площадок по введению ФГОС, в каждом районе региона есть школы, которые участвовали в эксперименте по внедрению стандартов нового поколения, двухдневный семинар-совещание решили провести именно здесь.

Чтобы обменяться опытом, на семинар приехали представители сферы образования из многих регионов России, где новые стандарты апробировались.

Первый день семинара – ознакомительный. Все выступления докладчиков были очень содержательными, обязательно с опорой на практический опыт. Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов рассказал о том, что введение новых стандартов в регионе осуществляется в условиях инновационного развития образовательной системы.

«Принципиальная позиция системы образования ЛО, в том, чтобы сами участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители имели возможность оказывать влияние на ту образовательную среду, в которой они находятся, - отметил в своем выступлении Сергей Тарасов. - В регионе приняты и реализуются долгосрочные программы развития. Прежде всего – это программа «Приоритетные направления развития образования ЛО до 2015 года», в которой нашли отражение все направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Общий объем финансирования этой программы составляет 4 миллиарда 400 миллионов рублей. Другие программы – «Развитие дошкольного образования на 2011-2013 годы», «Дети Ленинградской области», ведомственная целевая программа развития инновационной деятельности в системе образования региона и программа развития профобразования, рассчитанная на три года. Механизм всех перечисленных программ предполагает создание инновационных площадок, введение грантов на поддержку инновационных образовательных моделей. В частности, по развитию дошкольного образования планируется выделение нескольких грантов тем муниципальным образованиям, которые реализуют инновационные модели образовательных учреждений», - отметил в своем докладе Сергей Тарасов. 

По словам Сергея Тарасова, неплохих результатов регион добился и в вопросах воспитания учащихся. Созданы в муниципальных округах центры по работе с одаренными детьми. С 2011 года планируется ввести такие центры в каждом муниципальном районе. Хорошо работает система  по привлечению детей к участию в различных конкурсах. Работает региональный центр для одаренных школьников «Интеллект» и центр дополнительного образования «Радуга». Здесь ребята имеют возможность пообщаться с ведущими учеными России, мира. Все образовательные учреждения ЛО охвачены инновационной деятельностью. С начала 2011 года ЛО область включилась в эксперимент по апробации в образовательных учреждениях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Перед тем как ввести курс была проведена подготовительная работа – беседа с участниками образовательного процесса – участниками эксперимента. Ожидалось, что в нем примет участие 18 школ, но инициативно вышло 2 школ с предложением включить предмет в их программу. Рассказал Сергей Тарасов и о системах поддержки талантливых учителей и перспективной молодежи на территории ЛО.

Результатами апробации новых стандартов поделились и другие участники семинара-совещания. В основном рассказывалось о положительной стороне вопроса, однако были и критические замечания. Вполне объективные. Так, начальник отдела департамента образования ЯНАО Алексей Благинин, освещая вопрос нормативного правового обеспечения введения ФГОС, заметил, что не учтены некоторые важные проблемы. К примеру, необходимо разработать нормативные правовые документы, которые будут регламентировать механизмы финансирования и порядок ведения внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Новый стандарт сделал еще более актуальной проблему малокомплектной сельской школы и индивидуальных образовательных программ. Существенным образом усложняет  работу образовательных учреждений отсутствие четких и понятных механизмов финансового обеспечения организации образовательного процесса по сетевому принципу (межотраслевой, межбюджетное взаимодействие). Существует ряд и других проблем.

В рамках совещания были рассмотрены проблемы организации введения федеральных государственных стандартов общего образования в субъектах РФ, вопросы модернизации материально-технической базы учреждений образования, механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений, повышения заработной платы педагогических работников, опыт регионов по введению новых стандартов, модели организации внеурочной деятельности, введение стандарта в малокомплектных школах.

Кстати, в ЛО 982 образовательных учреждения, общее число детей – более трехсот тысяч человек.

Только факты: Сейчас в регионе активно обновляется образовательная инфраструктура. В 2010 году введено 4 новых школы и два детских сада, 228 школ капитально отремонтированы. В 2011 году  планируется приступить к строительству 9 объектов образования.

 

НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ

В апреле в пресс-центре «Комсомольской правды» состоялась встреча, посвященная вступительной кампании-2011 года. На вопросы журналистов отвечали ученый секретарь Совета по координации приема в вузы Санкт-Петербурга Николай Александрович ВЕШЕВ и директор Института международного бизнеса и коммуникации Балтийского Государственного Технического Университета (Военмеха) Георгина Дмитриева НЕВЗОРОВА.

ОЛИМПИЙСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ         

Самое существенное изменение коснется победителей и призеров школьных олимпиад, которые теперь могут воспользоваться своей льготой при поступлении только в одном вузе (раньше в пяти вузах) и при поступлении на одно направление или специальность (до этого на три направления). 

- Победители олимпиад подавали документы на все возможные 15 вариантов, и случалось, что  абитуриент в 15 списках находится вверху, поскольку льгота довольно высокая – поступление без вступительных экзаменов либо 100 баллов по ЕГЭ, - пояснил причины данных изменений Николай Вешин. - Из-за этого у других абитуриентов (не призеров) возникали проблемы, поскольку они были «отодвинуты» победителями олимпиад, которые, в свою очередь, отдавали предпочтение другому вузу, но значились в списках поступивших.

Еще одно изменение, которое коснется выпускников уже следующего учебного года, - изменения в порядок проведения олимпиад. Они теперь отдвинулись на более ранние сроки. До 31 января должны завершиться отборочные этапы, поэтому будущим одиннадцатиклассникам уже осенью нужно следить за информацией в вузах о том, когда и какие олимпиады будут проходить, с тем чтобы не опоздать и принять участие в отборочных этапах. Если ученик не участвует в отборочном этапе, он не сможет участвовать и в заключительном и таким образом потеряет возможность стать победителем или призером олимпиады.

 Распределение олимпиад по уровню сложности происходит теперь в апреле (льготы победителям олимпиад в вузах предоставляются в зависимости от уровней, которых, в зависимости от числа участников, три. (В некоторые престижные вузы принимаются только победители первого уровня - более 3000 участников из 20 субъектов РФ – прим. автора). Законодатели обещают, что полная ясность в этом вопросе наступит к 1 июня.

 

ТЕХНАРЕЙ «ОТРЫВАЮТ С РУКАМИ»

В самой приемной кампании никаких кардинальных изменений не ожидается. Теперь устанавливаются единые по всей России сроки, поэтому не должно возникнуть проблем, с которыми столкнулись выпускники 2009 года, когда абитуриенты не знали, что им делать с полученными результатами по ЕГЭ.

В этом году вузы по-прежнему смогут проводить дополнительные вступительные испытания. Перечень таких вузов утверждает Правительство РФ.

- Наряду с направлениями, которые будут принимать абитуриентов только по результатам ЕГЭ, в нашем ВУЗе сохраняются направления и специальности, где мы будем принимать вступительные экзамены, но не на бакалавриат, а на специалитет – прежде всего, на инженерные, конструкторские направления, - рассказала об особенностях приема абитуриентов в Военмех Георгина Невзорова. - Это такие направления как боеприпасы и взрыватели, стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие, система управления летательными аппаратами, проектирование авиационных и ракетных двигателей. Это конструкторская подготовка. Нужен специалитет, так как работодателям нужны высококвалифицированные специалисты. Спрос на конструкторские специальности очень высок. Наших конструкторов буквально с руками хватают, благодаря высокопрофессиональной подготовке.

            Для студентов вечерних и заочных отделений пока изменений не ожидается. Те, кто получил первое высшее образование, поступают, как и раньше, по результатам тех вступительных испытаний, которые вузы проводят самостоятельно. Те, кто окончил школу после того, как страна перешла на ЕГЭ, поступают по результатам ЕГЭ.

- В ближайшие два года, на второе высшее мы принимаем в те учебные планы, в тот поток, который начал обучение по специалитету в 2010 году, - поясняет Георгина Невзорова.

Приятным моментом является то, что в этом году, согласно данным Минобрнауки, количество бюджетных мест для первокурсников в этом году в этом ВУЗе возрастет с 418 до 438 тысяч. Причем наблюдается тенденция к увеличению бюджетных мест на инженерно-технические специальности. 

Кстати

Затронули на пресс-конференции и проблему неаккредитованых вузов. Если учебное заведение не аккредитовано, то выпускник получает диплом негосударственного образца. Естественно, что устроиться на работу с таким дипломом гораздо сложнее. Помимо аккредитации самого учебного заведения, должные быть аккредитованы все специальности в нем. 

 

ВАЖНО!

В последние недели общественность взбудоражил приказ Министерства образования и науки РФ N 86, вступивший в силу в начале мая. Принятый документ внес изменения в перечень ЕГЭ. Это понадобилось из-за перехода высшего образования в 2011 году на систему бакалавриата и магистратуры (ранее действовала пятилетняя система специалитета). Кроме того теперь появились новые специальности, а по некоторым дисциплинам пересмотрен список экзаменов. Например, будущим политологам вместо обществознания предлагалось сдавать историю, а педагогам — профильные предметы вместо математики. Проблема заключается в том, что вузы еще до первого февраля разместили на своих сайтах перечни вступительных экзаменов на тот или иной факультет.К первому марта выпускники определились в выборе ЕГЭ, которые им потребуются при поступлении в вуз. Изменение  списка привело бы к тому, что часть выпускников не смогла бы поступить на выбранный факультет.

Откликнувшись на волну народного негодования, Андрей Фурсенко ограничил действие приказа, он будет распространятся только на новые специальности. По всем остальным специальностям ВУЗам необходимо вернуться к первоначальному перечню экзаменов.

 

 

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»
47 регион

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»

12 апреля 2024

Проведению процедуры предварительного голосования «Единой России» был посвящён экспертный круглый стол «ЕДГ-2024. Процесс выдвижения на предварительное голосование, портрет кандидата, новации в процедуре» в Центральном исполкоме партии. Участие в нём приняли ведущие политологи и политконсультанты.

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области
47 регион

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области

11 апреля 2024

Депутаты начали знакомство с проблемами здравоохранения на местах с Киришей

Говетслужба предупреждает: здоровье животного - в руках хозяина

Говетслужба предупреждает: здоровье животного - в руках хозяина

09 апреля 2024

С приходом весны обостряется эпизоотическая ситуация, связанная с распространением особо опасных болезней животных, в первую очередь африканской чумы свиней, высокопатогенного гриппа птиц, ящура, оспы овец и коз, заразного узелкового дерматита и других инфекций.

Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

На Невском ССЗ стартовала акция «Неделя без турникетов»
Молодежь

На Невском ССЗ стартовала акция «Неделя без турникетов»

08 апреля 2024

2 апреля на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (входит в ОСК, базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш) стартовал весенний этап всероссийской профориентационной акции «Неделя без турникетов».