Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Рождественские волки, или Почти святочная история

Рождественские волки, или Почти святочная история

Конечно, никогда бы не забылись события той зимы 1914-го, если бы не потрясения, которые выпали на долю каждого уже через полгода. Но в те «новогодние», как сейчас бы сказали, праздники, не то что ночью – днем было страшно покидать свой двор. Информацией о небывалом нашествии волков «пестрели» заголовки местных газет. К тому же в печати сообщали о вновь появившемся на южном побережье Ладоги «призраке рыбака», что также не предвещало ничего хорошего и не на шутку растревожило покой местного населения. Именно с неприкаянной душой этого рыбака, унесенного под лед чудовищных размеров рыбой, было связано много примет у местных. Но о том, что «волк в селении – это к голоду либо к …», вспомнили только в августе, когда началась 1-я мировая война.

Несмотря на все это, наступившие святки проходили как обычно: со сдержанным весельем, ряженьем, гаданьем и прочими особенностями этих дней, присущими лишь деревенскому укладу жизни…

 

Нашествие волков

В тот год осень стояла капризная, с бесконечным ожиданием мороза и снега. Не менее капризной, даже злой, оказалась матушка-зима. В одну ночь все закрутило и занесло – ни троп, ни дорог не видать. Снег веял хлопьями. В довершение зимней картины скажу, что все деревни оказались в буквальном смысле отрезанными от мира. Подвоз топлива и фуража даже по железной дороге сделался невозможным – снегом заваливало целые составы.

Но это там, на юге уезда – по Николаевской дороге. А здесь, ближе к Ладоге, крестьянин с надеждой еще продолжал поглядывать сквозь заиндевелые окна, не прозвенит ли с какой стороны колокольчик. Но приказчика все не было. Коровушки все ревели в чаянии скорого свежего корма, а по ночам на задворках тянули свою жалобную песню голодные волки. Этих серых гостей в местных деревнях развелась такая уйма, что и собаки сделались редки.

В ночь на 8 (21) января, когда в трактире Давыдова, на Архангелогородском тракте, оставалось несколько гостей, занятых, как писали в то время, чтением газет и разговорами, в дверь кто-то постучал.

– Андрей! – крикнула хозяйка половому, – пожалуйста, пьяных никого не впускай!

Половой подошел к двери и спросил:

– Кто там?

Ответа не последовало. Он опять произнес:

– Что Вам нужно?

И на этот раз не последовало ответа, только снова раздался нерешительный стук в дверь. Тогда половой отодвинул «заложку» (местный термин), дверь поддавалась слабо, словно ее держали снаружи. Половой поднажал сильней и заглянул в щель. Оказалось, что на самом крыльце происходила борьба собачьей своры с волками. Раздался сильный рев, один матерый схватил более слабую собачонку и потащил бедное животное за собой.

А третьего дня на глазах у всех произошел более диковинный случай – Господь ли помог, а может бес попутал, разбирайтесь сами. Только вот встретились местные крестьяне близ деревни Лавуя, что у Каменной Мельницы на самой реке, для разговора: Семен Шалыгин, Петр Ермилов, с ними еще было двое, но эти от страха даже свои имена позабыли. К ногам Петра жалась, дрожа от ледяной стужи, его верная Дичка. О чем они говорили? Да это не важно, о кормах ли, о подводах, или о «призраке рыбака» – словом, мало ли что можно было обсуждать зажиточным крестьянам в святочные дни? Не исключено, что вспоминали они недавний случай с одним беднягой из соседнего селения. Перепуганный насмерть волками, он свернул с дороги в рощу и быстро взобрался на дерево. Приблизившись к дереву, звери обнюхали брошенный им мешок и побежали дальше. Увидев вскоре повозку, бедняга стал торопливо спускаться, но при этом так расшиб себя, что довезенный до первой деревни, отдал Богу душу. Так что, ведя беседу, предположительно, в данном русле, Шалыгин и Ермилов вдруг увидели на лицах своих собеседников неописуемый страх. Сообразив, что выражение страха не могло быть вызвано рассказом о злополучном бедняке и еще не успев обернуться, они вдруг услышали, как жалобно взвизгнула Дичка. Несколько матерых хищников, сбив людей с ног, выхватили бедную собачонку у хозяина и стали делить ее между собой, что называется, «не отходя от кассы». Окончив свой завтрак, стая хищников, облизываясь, удалилась в лесную глушь. Хотите – верьте, хотите – нет. За что «купила», как говорится, за то и продаю. Если бы я пересказала историю о чудовищного размера налиме, за которого поплатился жизнью тот самый рыбак, тут уж можете не верить. Хотя и это, как писали местные газеты, – сущая правда.

 

Свечи, трефы и дружные аплодисменты

Вот так, почти на осадном положении, находились жители приладожских деревень в те святочные дни далекого уже от нас 1914 года. Но заложниками они себя отнюдь не чувствовали. Гулянье, веселье, мясо, рыба, патока, изюм, праздничные службы – всенощные и обедни, и непременно водка, и непременно – «до положения риз». В некоторых деревнях, соблюдая обычай изгнания нечистой силы, рядились в маски и бегали с метлами и кнутами по всем темным углам и задворкам, с заклинаниями, криком и визгом. Святою необходимостью считалось смыть потом с себя «всех чертей», набранных как во время заклинаний, так и во время святочных игр, ряженья и «масок». Для этих целей уже готовилась «Иордань». Несомненно, эти «народные гуляния» оскорбляли святость христианского праздника, но все же придавали ему особый характер, преимущественно в глазах детей и молодежи, которые ждали всегда Рождества с большим нетерпением.

Другим обычаем, которым разнообразили свою жизнь местные жители, но появившимся в более позднее время, были рождественские елки. Праздник еще не настал, даже сочельника еще нет, а в некоторых домах уже зажигалась елка – это состоятельные крестьяне устраивали праздник для бедной детворы. На такой «благотворительной» елке дети, кроме лакомств, получали обувь и теплое платье. Практиковался и другой вид елки для бедных детей. Устраивали их дети богатых родителей. Уславливались заранее, кому из богатых детей принести в общую кассу школы известную сумму денег и какую-нибудь вещь для подарка. «Дети!  – говорил учитель, – приближается Рождество. Через два месяца все вы только и будете думать, скоро ли елка. Но не для всех этот праздник будет радостным. Давайте позаботимся, чтобы у всех детей был настоящий праздник. Соберем елочные украшения, книги, игрушки. У каждого из вас есть забытые куклы, лошадки, обезьянки или посуда, которые лежат в ящиках и коробках. Многие из вас и сами могут что-то сделать, например, звезды, барабаны или же хлопушки…»

22 и 23 декабря (4 и 5 января) детвора собиралась в школе. Налюбовавшись вдоволь елкой, ребята начинали петь общеизвестные колядки. Затем дети из богатых семей раздавали принесенные подарки, после чего, растроганные и очарованные, все расходились по домам.

Редкая школа даже в деревнях и редкий частный дом в городах не устраивали в это время для своих детей елку. Но в самих деревнях, среди народа, рождественская елка вовсе не пользовалась популярностью. Впервые ее публично устроили в Петербурге в 1852 году, в здании Екатерингофского вокзала. Но как ни «прививали» елку к русской традиции, ставя ее в число самых благородных удовольствий, но в ней, в елке, по народному взгляду, было немало отрицательных сторон. Песни, как считалось, всегда останутся песнями, игры – играми, стихи – стихами, гостинцы – гостинцами, но все это имело свою прелесть и без елки. Во-первых, эта чуждая красавица, яркая и наряженная, нарушала полноту традиционного крестьянского быта, с его любовью к «тесным вратам, ведущим в Царствие Божие», с любовью к бедности. Во-вторых, елка осуждалась и с религиозной стороны. Ведь на ней горели те самые свечи, которые народ привык видеть только в церкви перед образами. Елка нередко украшалась восковыми церковными огарками, принесенными из храма. Были еще два момента, на которые крестьянин сразу обратил внимание. А именно – крест. Он, как всем известно, ставился в подножие елки, а по окончании праздников валялся весь последующий год во дворе с грудой хлама. Этот факт смущал верующих, в равной степени как крест на игральных картах – трефы. И последнее, что не осталось незамеченным, вплоть до обвинений в неправоверии. Приведу отрывок из статьи, автор которой описывает праздник в одной из местных сельских школ: «В одном селе была елка. Выходили мальчики, кланялись и говорили стихи. Им аплодировали гости и, между прочим, духовные лица. Вышли нарекания: зачем-де они хлопают теми руками, которыми дается благословение? Вместо елки устроили бы вечер под символом Рождественской звезды с чтением религиозных и духовных стихотворений!»

И все же…

… «Возсия мирови свет разума»

 – так поется в Рождественском тропаре. Нагрянувшие в августе 1914-го события еще ярче обозначили чужеродность елки в русских традициях, но уже неизменно с прилагательным «протестантская»: «Немецкое засилье, как известно, давно уже вклинилось в пределы бытовой жизни России, – писал «Приходской листок» в 14-м году, – где могли – как в среде простого народа – там православие полностью подменили протестантством, где этого не смогли сделать – как в слое образованных классов – там подмешали к русским обычаям и немецкий элемент. Теперь, когда все так настойчиво стремятся к ликвидации немецкого засилья, пора русскому обществу отказаться от немецкого обычая устраивать детям елку. Впрочем, некоторые наши архипастыри уже сделали почин в этом отношении. В отдельных епархиях они устроили праздник Рождества с прославлением Христа Рождественской звездой, а не елкой». Были и другие газетные сообщения, в которых передавалось, что во многих приходах «протестантская» елка стала мало-помалу вытесняться.

В пользу празднования со звездой говорило и сохранившееся в немногих, правда, уже селениях так называемое «славление», которое совершалось детьми, носящими искусно устроенную икону праздника в виде звезды. Во время святок составлялся хор, и с благословения сельского священника вместе с церковным старостой дети ходили из дома в дом с Рождественской разукрашенной звездой – в трескучий мороз, по колено в снегу, иной раз в снежную вьюгу. Они пели перед освещенными окнами или во дворах тропарь и кондак праздника, пели различные святочные песни, прославляющие события Рождества Христова и Крещения Господня. В награду дети получали от хозяев подарки, после чего радостные расходились по домам.

 

Совсем не детская история

Много трогательного и привлекательного было в святочных вечерах рождественских праздников. Прошел еще один век евангельской истории. Ночь Рождественской звезды, торжественных песнопений, церковных служб и свечей полностью сменилась сначала на рождественскую елку с блеском, мишурой и свечными огарками, и скоро совсем – на новогоднюю. Обычай зажигать ель под новый год с последующими за этим празднованиями вытеснил предрождественские хлопоты на святках. Надо ли говорить, что все уже настолько привыкли к этому обычаю, что без новогодней елки и святки – не святы, и праздники – не торжество. Проходят годы, меняются обычаи, но в человеческих сердцах как эхом отзывается евангельская история, нарушая таинственный покров этой ночи в ожидании чуда и уповании на будущее.

Еще одной отличительной особенностью всех святочных дней являлось чтение. Ему отводилось большое внимание как в школах, так и в домашнем кругу. Учитель в школе, мать – в семье перед наступлением праздника прежде всего напоминали, рассказывали или прочитывали детям прекрасные, полные духовной поэзии повествования о событиях той далекой по человеческим меркам ночи. Во многих школах был похвальный обычай на последних уроках перед Рождественскими каникулами прочитывать детям несколько нравоучительных рождественских рассказов. Это создавало известное настроение у детей и должно было заложить в юных сердцах добрые чувства.

Впрочем, святочные рассказы были не только на тему евангельского сюжета и предназначались они не всегда для детей только. Перелистывая христианскую печать далекого 1914 года, я нашла только два святочных рассказа. Один из них шел под названием «Сколько ты должен», я бы назвала его «Совсем не детская история».

Итак, в заключение, – традиционный святочный рассказ.

«Десятилетний мальчик по имени Сенюшка, подслушав разговор о некоторых счетах, подлежащих к уплате, задумал сам написать счет своей маме на то, что он для нее сделал. На другое утро у завтрака он тихонько положил на тарелку мамы следующую записку:

«Мама должна Сенюшке: за доставку угля 6 раз – 12 коп., за доставку дров – 20, за побегушки – 15, за доставку воды – 5, за то, что был хорошим мальчиком – 15 копеек. Итого – 67 коп.»

Его мать прочла этот счет, но ничего не сказала. Вечером того же дня Сенюшка нашел у себя на тарелке свой возвращенный счет и еще 67 копеек. Но это еще не все. На своей тарелке он заметил и другой счет. Вот его содержание:

«Сенюшка должен маме:
За его счастливый долг в течение 10 лет – НИЧЕГО.
За его пропитание – НИЧЕГО.
За уход за ним во время болезни – НИЧЕГО.
За одежду и обувь – НИЧЕГО.
За то, что была добра к нему – НИЧЕГО.
Всего – НИЧЕГО».

Когда Сенюшка прочитал этот счет, глаза его наполнились слезами, а губы задрожали. Он подбежал к матери, отдал ей 67 копеек, и обняв ее за шею, воскликнул: «Дорогая мамочка! Я был просто негодяй, когда хотел получить с тебя деньги за мою ничтожную работу. Прошу, прости меня и позволь мне делать для тебя еще множество дел».

 

Подготовлено по материалам губернской печати 1913-15 годов. Все события и факты соответствуют действительности.

Ирина Безносюк

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»
47 регион

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»

12 апреля 2024

Проведению процедуры предварительного голосования «Единой России» был посвящён экспертный круглый стол «ЕДГ-2024. Процесс выдвижения на предварительное голосование, портрет кандидата, новации в процедуре» в Центральном исполкоме партии. Участие в нём приняли ведущие политологи и политконсультанты.

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области
47 регион

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области

11 апреля 2024

Депутаты начали знакомство с проблемами здравоохранения на местах с Киришей

Говетслужба предупреждает: здоровье животного - в руках хозяина

Говетслужба предупреждает: здоровье животного - в руках хозяина

09 апреля 2024

С приходом весны обостряется эпизоотическая ситуация, связанная с распространением особо опасных болезней животных, в первую очередь африканской чумы свиней, высокопатогенного гриппа птиц, ящура, оспы овец и коз, заразного узелкового дерматита и других инфекций.

Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

На Невском ССЗ стартовала акция «Неделя без турникетов»
Молодежь

На Невском ССЗ стартовала акция «Неделя без турникетов»

08 апреля 2024

2 апреля на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (входит в ОСК, базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш) стартовал весенний этап всероссийской профориентационной акции «Неделя без турникетов».